|
Первые лауреаты и учредитель премии К.В. Ремчуков.
Фото Марины Образковой |
Полку литературных премий прибыло. К внушительному списку прибавилась премия, которая пытается совместить актуальность, радикализм и своеобразную заявку «на вечность».
27 мая в московском клубе «Улица ОГИ» состоялась церемония, посвященная вручению новой литературной премии «Нонконформизм-2010».
«Чертова дюжина» авторов и произведений различных жанров – стихотворения, пьесы, романы. Премия была вручена в двух номинациях: «Нонконформизм-судьба» (по совокупности заслуг) и «Нонконформизм-поступок» (за лучший нонконформистский текст года). Жюри премии выделило Александра Никонова за роман «Анна Каренина, самка», в номинации «Судьба» лауреатом стала Алина Витухновская.
Итак, ультралиберал Никонов, в своем либертарианстве уже не раз подвергавший сотрясению основы политкорректности, и Алина Витухновская, признанный нонконформист со стажем – вектор обозначен. Любопытно, что на такое решилась «Независимая газета», исторически ориентированная на умеренную буржуазную респектабельность.
О целях, задачах и первых итогах премии «Нонконформизм» размышляет ее вдохновитель и координатор, литературный критик, обозреватель «НГ-ExLibris» Михаил БОЙКО:
В России существует несколько сотен литературных премий. Но бросается в глаза один любопытный факт – их полная взаимопересекаемость. Взять ведущие премии России – писатели переходят из одного списка в другой. В то же время очевидно, что этот премиальный процесс далеко не охватывает всего пространства литературы. Более того, из истории мы знаем, что громадное количество великих писателей оказывалось непризнанными. И я не верю, что эта ситуация резко изменилась. Те, с кем мы впоследствии будем увязывать литературу девяностых-нулевых годов, вполне возможно совсем не те, кто сейчас на поверхности. Цель премии «Нонконформизм», конечно, не перевернуть сложившуюся иерархию – это невозможно: система воспроизводит себя, большое число людей заинтересовано в ее существовании.
Мы можем пытаться охватить те литературные пространства, ландшафты, которые игнорируются локомотивом премиального процесса. Первоначальное название премии звучало как «Черная метка». Подразумевалось, что она будет вручаться писателям, каким-то образом нарушающим сложившиеся литературные конвенции, правила игры. Это авторы, использующие специфическое публичное позиционирование, технологии эпатажа, бросающие вызов общественному мнению, изгои литературного мира, наконец, это просто писатели, которые не идут на сделку с вершащей судьбы литературы тусовкой.
Главным было не повторить ошибки предыдущих премий, в первую очередь «Антибукера». «Антибукер» до своего закрытия достался только одному по-настоящему скандальному автору – Дмитрию Галковскому, который в свою очередь отказался от скомпроментировавшей себя премии, что делает ему честь как нонконформисту.
Далее возник «Национальный бестселлер». Первые годы существования премии не вызывают никаких нареканий – награждались достойные книги, можно вспомнить «Господин Гексоген» Проханова и «ДПП» Пелевина. Кстати, впервые одна из престижнейших премий России досталась Виктору Пелевину, до тех пор игнорируемому «литературными генералами».
Далее драйв, который отличал премию, куда-то испарился. Мне кажется, сам Виктор Топоров понимает это и пытается изменить ситуацию. Я вижу его усилия по спасению премии, но пока они ни к чему не приводят.
Была попытка создать премию «Неформат». Тут уж вообще вышел курьез, потому что победитель премии в номинации «Крупная проза» следующую свою повесть опубликовал в «Новом мире», в самом что ни на есть форматном издании. Не удивлен, что проект остановился, и не только из-за недостатка денег, из-за явной провальности содержания.
Касательно опасности выдавать премию по критерию жеста, а не по качеству текста.
Я вообще не верю в некий «гамбургский счет» в литературе. Большинство премий создаются с таким запалом – «другие не дают объективной картины, мы сейчас откроем всем глаза, сделаем правильный выбор, везде фиктивная иерархия, у нас – подлинная». Но история подтверждает, что писатели, которые определяли лица столетий, не были на поверхности. Либо, как Толстой стали таковыми под самый конец жизни.
Наша позиция – охватить зоны литературы, игнорируемые другими премиями. И таким образом может спасти какие-то имена для истории, или же ускорить их признание.
Персонам грата в нашей литературе получить премию «Нонконформизм» будет очень трудно. Наоборот, люди, которые входили в конфликт с общественным мнением, подвергались судебному преследованию, демонстрировали незаурядную твердость в отстаивании непопулярных идей, для нас желанные гости.
Так как наш главный критерий — смелость текста, насколько текст входит в зону социального риска, либо попирает литературные конвенции, мы посчитали возможным сопоставить разножанровые работы.
Несмотря на молодость премии и короткий конкурсный период, палитра получилась впечатляющая. Я был изумлен, что свою пьесу прислал много лет молчавший Зуфар Гареев. В коротком списке есть как известные имена: Андрей Бычков, Владимир Козлов, так и авторы, которые набирают известность: Алексей Радов, Алексей Шепелев. Могу отметить неординарный роман Марины Струковой «Мир за рекой» – крайне интересный слепок из жизни русских готов, малоизученной субкультуры, жизни подростков, находящихся на грани жизни и смерти, смакующих переживания на этой зыбкой линии. Зная тональность поэзии Струковой, я бы не предположил, что она будет способна написать такое произведение.
Структура нашей премии – две номинации – текст, присланный на конкурс и по совокупности заслуг, напоминает премию «Ясная Поляна». Дело в том, что писатель, тем более нонконформист, совсем не обязан работать на конвейере, выпускать произведения каждый год. Он может вообще брать десятилетие молчания, подобно Гарееву, и имеет на это полное право. Что не отрицает его заслуг. Номинация «по совокупности заслуг» необходима, для того чтобы отдать должное людям, которые, на взгляд жюри, очень важны для развития литературы, но которые проигнорированы текущим премиальным процессом.
Александр Никонов неоднократно становился объектом судебных преследований, одна книга была запрещена к продаже в Петербурге, это резкий, скандальный автор. Его роман – это экспериментальное переложение «Анны Карениной» в бихевиористическом духе.
Алина Витухновская – уникальный случай сочетания личности, образа жизни, творчества и политических убеждений. Она практически никогда не шла на компромисс, не отступалась ни от одной из своих идей, которые зачастую в глазах общества могут показаться отталкивающими. Я считаю, что писатель – это всегда лазутчик в Иное. Так далеко, как Витухновская, не забирался никто – многое в ее творчестве неравноценно по качеству, но по амплитуде взлетов и падений она не имеет равных. И получение ею респектабельной премии – событие историческое.
Мне кажется, самое трудное для дебюта – поставить планку для последующих годов – сделано. Никто не может упрекнуть премию «Нонконформизм», что она досталась личностям, «приятным во всех отношениях». У каждого из них есть враги, безжалостные критики; наши «лауреаты – люди яркие, но такова и была наша цель – отметить людей, которые будут напоминать Вийона, Лотреамона, Уайльда, Лавкрафта и тому подобных личностей, которые затирались при жизни разными занудами с хорошим слогом. Но от этих зануд после смерти осталась лишь краткая справка в словаре, а вышеперечисленные писатели и ныне национальное достояние своих стран».
Получение премии «Нонконформизм» никак не сделает жизнь наших лауреатов комфортной. Это всего лишь символическая благодарность людям, которые не боятся отстаивать свои идеи.
Вопросы задавал Даниил Торопов
http://zavtra.ru/content/view/2010-06-0172/ |