|
Виктор Топоров // Коммерсантъ
|
Михаил Бойко, литературный критик, заместитель ответственного редактора «НГ Ex libris»
1. Как вы считаете, что положительного несет в себе критическая деятельность Виктора Топорова?
Виктор Топоров – человек весьма одаренный, в том числе и как писатель. «Двойное дно. Признания скандалиста» – уморительно смешная, по-руссоистски откровенная и увлекательно написанная автобиография. Тянет ее перечитать – а книги современных авторов редко рождают такое желание.
Топоров обладает идеальным для критика темпераментом. Мне кажется, людям с более покладистым характером, опасливым тихоням и филологическим мазохистам в критику лучше вообще не соваться. Завидую умению Топорова сжигать мосты. У него много врагов. Это хорошо.
Я думаю, что в общественном бессознательном присутствует понимание «дутости» многих литературных персон и фиктивности их репутаций. Но чтобы это обнаружилось, чтобы ситуация переломилась, кто-то должен выступить застрельщиком. Кто-то должен первым сказать «Ату его! Вали бездаря!» Топорову это не раз удавалось.
В отношении литераторов старшего поколения оценки Топорова чаще всего справедливы…
2. Как вы считаете, что отрицательного несет в себе критическая деятельность Виктора Топорова?
…но этого невозможно сказать о его оценках литераторов младшего поколения. Я не пойму, зачем он тащит в литературу двух графоманов – Прилепина и Садулаева. Эти бездари уже набрали такую критическую массу, обросли таким количеством обслуживающей их литературной челяди, что справиться с ними может только критик-киллер масштаба Топорова. Но он-то их главный пиарщик!
Топоров, который много сделал для удаления «тромбов» в старшем литературном поколении, похоже решил оставить в наследство поколению, к которому я принадлежу, еще более опасные «тромбы». Неужели он рассуждает по принципу «я мучался и вы помучайтесь»?
Из-за спин бешено раскручиваемых Прилепина и Садулаева не видны десятки более талантливых литераторов их поколения. Я в прошлом году был на литературном форуме молодых писателей в Липках. Так вот, нужно видеть как носятся с этим тандемом, сколько средств вкладывается в их раскрутку!
Не нужно обольщаться, внешне Прилепин и Садулаев – огромные, заплывшие жиром самодовольные жлобы, но в литературном отношении – это крошки Цахес с клиническим нарциссизмом. Проанализируете их речь – невозможно слушать эти сплошные Я–Я–Я–Я–Я…
Еще один парадокс. Литературный секретарь Букера Игорь Шайтанов и ответственный секретарь Нацбеста Виктор Топоров, похоже, соревнуются в выражении любви к Прилепину и Садулаеву…
Уже сейчас лучший рекламный слоган для литературного издания: «У нас не печатается сахарный прилипала!» Садулаев пока отстает, но и вокруг него складывается что-то вроде литературного тейпа. Ходят слухи, что именно он станет следующим лауреатом «Нацбеста». Уверен в одном: если Топоров так решил – то так оно и будет.
3. Какого тона заслуживает нынешняя литература и нынешние литературные нравы?
По сравнению с 90-ми годами происходит откат и в литературе, и в литературной критике. Торжествует конформизм. «Толстые» журналы, то есть частные лавочки (закрытые акционерные общества), приватизировавшие бренды советских журналов, восстанавливают свое влияние.
В сегменте «добротного реалистического романа» и развлекательной литературы все обстоит пока более-менее терпимо, но во всех остальных сегментах – абсолютный упадок. Литература утрачивает разнообразие, лишается «длинного хвоста», который, безусловно, был присущ ей в 90-е годы.
Меня особенно удручает уменьшение количества эпатажных, экспериментальных практик. Это тоже симптом растущего конформизма.
http://www.chaskor.ru/p.php?id=9869 |