Олег Матвейчев. Суверенитет духа.
– М.: Поколение, 2007. – 512 с.
Сегодня, когда обсуждаются варианты гибели России: «со всхлипом» или «без всхлипа», кажется безумием ставить вопрос о перехвате у Соединенных Штатов гуманитарного лидерства в мире. Однако философ и политолог Олег Матвейчев не только задается этим вопросом и разрабатывает механизм осуществления русского гуманитарного «манхэттенского проекта», но излагает свои мысли предельно ясным, прозрачным языком, что для профессионального философа большая редкость. Обыкновенно приходится иметь дело с компилятивными опусами, в которых мысль подменяет никчемное резонерство, подкрепленное заимствованным категориальным аппаратом.
Правда, кокетничанье с гегельянством не слишком украшает книгу. Но разве запрещено считать себя гегельянцем? В сущности, это ни к чему не обязывающая условность. Фукуяма, например, тоже считает себя гегельянцем.
Исходный тезис Матвейчева – привлекательность Запада и западной культуры. По мнению Матвейчева, могущество Запада основано не на военном, а на гуманитарном превосходстве. Вашингтон является «Ватиканом демократической религии». Там находится «золотой эталон» демократии, как в палате мер и весов. И всякий, кто принял эти правила игры, уже не суверенен. Он может быть сколь угодно демократичным, но если Вашингтону что-то не понравится, то еретик будет вынужден «идти в Каноссу». В силу этого Соединенные Штаты являются «г арантированно суверенным государством», или, говоря языком рынка, они имеют «уникальное торговое предложение», «уникальное позиционирование» в духовном смысле. Нам говорят, что «Россия строит демократию». Зачем? Чтобы быть еще одним сто двадцать пятым демократическим государством? Что в мире изменится, если одной «демократией» станет меньше или больше? Сегодня, считает Матвейчев, надо быть законченным некрофилом, чтобы делать «европейский выбор» по примеру Украины и Грузии. Это имело для них смысл 300 лет назад, во времена Мазепы и Вахтанга VI, но сейчас просто смешно. Все с ярмарки, а они на ярмарку.
|
Обыграть Америку нелегко...
Макс Эрнст. Король, играющий с королевой. Музей современного искусства Нью-Йорка |
Но разве не существует оригинальной русской философии, восходящей к почвенникам и славянофилам, согласно которой Россия представляет собой альтернативную систему ценностей и иной путь развития? Нет, эта философия не является самобытной, считает Матвейчев, поскольку строится «от противного». Скажем, на Западе считают, что эмоции это пена на поверхности океана познания, а мы, русские, заявляем, что эмоции – это океан, в котором западные знания – это пена! У нас «своя точка зрения». И нам льстит, если появляется кто-то и говорит, что, скорее всего, «истина посередине». Дескать, вот есть западная философия – у нее одна точка зрения, а вот есть русская – у нее другая. Они, как минимум, «дополняют друг друга», «видят две стороны одной истины».
К сожалению, русская философия славянофильского обжига является самобытной лишь по видимости. И Бердяев, и славянофилы вместо того, чтобы действительно самобытно выражать русскую самобытность, пользовались чуждой этой самобытности европейской категориальной сеткой. Так Россия сделалась «негативом» Запада, реализовала его противоположность. Но и негатив, и позитив – это одна и та же фотография, сделанная западным фотографом.
Выход из этой ситуации только один. Мы должны создать равновеликий западному проекту альтернативный проект. Матвейчев называет его гуманитарным «манхэттенским проектом». Он предлагает собрать десяток, а лучше сотню, самых головастых наших философов. Выдать им грант месяца на три примерно по 10-15 тысяч долларов каждому, чтобы позволить им какое-то время жить, не работая, а вместо этого писать книгу. Из получившихся работ, отобрать наиболее интересные и сделать их предметом экспорта на Запад. Иными словами вкладывать в их раскрутку полпроцента природной ренты ежегодно. Пока Хантингтон не умолкнет, как Сэлинджер, а Фукуяма не сделает себе харакири.
http://exlibris.ng.ru/2007-07-12/6_vshlip.html |