Империя Духа. Журнал о религии. № 1, 2008.
Идея создать нечто среднее между иллюстрированным альманахом «Вокруг света» и некогда популярной «Наукой и религией» давно носилась в воздухе. «Империя Духа» – это нечто вроде «Вокруг религий»: глянцевый путеводитель по миру конфессий с множеством фотографий высокого разрешения. Таким образом, своя ниша у нового журнала есть. Правда, выпуск первого номера в разгар экономического кризиса вызывает сомнение в долговечности этого, в общем-то, перспективного проекта.
Главный редактор журнала, религиовед и буддолог Сергей Рябов, известен как составитель уникального сборника «Unio mistica» (М.: Терра, 1997), включившего в себя работы участников так называемого «Южинского кружка»: Юрия Мамлеева, Евгения Головина, Игоря Дудинского, Валентина Провоторова и других. Кроме того, Рябов – близкий друг, а теперь хранитель архива покойного писателя-эзотерика Виталия Ахрамовича (1945–95), учеником которого считает себя Виктор Пелевин.
В редакционной статье Сергей Рябов пишет, что, поскольку духовный изоляционизм сегодня невозможен, необходимо чувствовать и понимать всю «розу ветров» религиозных учений. Однако современному человеку непросто разобраться в пестрой мозаике школ и традиций, которыми ныне переполнен мир. Поэтому журнал «Империя Духа» задуман так, чтобы охватить как можно более широкий спектр российской религиозности в ее связи со всевозможными мировоззренческими явлениями и способствовать налаживанию межрелигиозного диалога. Не случайно на обложке журнала оказалась каменная плита из Нимруд-Дага с изображением богов Митры и Аполлона, держащихся за руки.
В первом (декабрьском) номере журнала три крупных раздела, которые посвящены христианству, исламу и буддизму. Эти рубрики предполагается сделать постоянными, а начиная со второго номера к ним добавится раздел по иудаизму. Несомненное достоинство журнала – разнообразие жанров. В номере есть и интервью, и путевые заметки, и аналитические статьи, и религиоведческие исследования.
Интервью всего два: с писателем-метафизиком Юрием Мамлеевым и с Олегом Поздняковым – первым русским ламой, который получил благословение от тибетских учителей распространять Дхарму в России.
Далее следует обстоятельный очерк о прошлом и настоящем Коневского монастыря, о старцах и чудотворцах этого удивительного места; статью доктора Лале Бахтияра (институт Чатам, Пенсильвания) об истоках суфизма, исследование Виктора Смирнова об идейном влиянии Иоахима Флорского (1132–1201) на орден тамплиеров. Александр Смирнов рассказывает о судьбе зороастризма, а Юлия Кузнецова – о нетрадиционном течении в зороастризме – учении Илм-и Хшнум (основанном в 1906 году Бехрамшахом Шроффом на основе якобы полученного им мистического откровения). Юлия Юсипова знакомит с основами тибетской медицины.
Особенно внушителен блок путевых заметок и фоторепортажей. Наталья Лигостаева делится впечатлениями о суфийском фестивале в городе Конья – бывшей столице Сельджукского царства. Фома Гордеев рассказывает о буддистском центре Кунпенлинг на берегах Клязьмы – наиболее популярном месте проведения буддистских семинаров (ретритов) в России. Владимир Малявин повествует о священных горах китайской провинции Сычуань, а Александр Иванюк – о путешествии в город Лапчи на границе Непала и Тибета. Наконец, Сергей Емелин углубляется в историю переднеазиатского царства Коммагена просуществовавшего чуть более двух веков (163 года до н.э. – 72 года н.э.), и вместе с читателем поднимается на загадочную гору Нимруд-Даг, на вершине которой распложена гробница правителя Антиоха I Теоса, украшенная огромными каменными статуями 8-9 метров высотой.
Отдельного упоминания заслуживает рубрика «История Духа», в которой предполагается печатать редкие переводы древних рукописей и священных текстов самых экзотических конфессий: алавитов, друзов, мандеев, езидов, разнообразных гностических сект и так далее. В декабрьском номере профессор философского факультета СПбГУ Роман Светлов предоставляет перевод приписываемой катарскому проповеднику Джованни де Луджио «Книги двух начал» (первая половина XIII века) – богословского трактата, существенного для понимания идеологии средневековых ересей манихейского типа.
Между прочим, в планах издателей – возрождение традиции «высоких богословских споров». Правда, пока трудно представить, в какой форме это будет осуществлено. А идея неплохая. Почему бы и нет?
http://religion.ng.ru/2008-12-03/7_chaos.html |