Header image

 

 

 
 

РАЗГРОМ СССР БЫЛ ОШИБКОЙ ЗАПАДА
Александр Зиновьев: «Рабства без рабовладельцев не бывает…»
«Завтра», # 20 от 17 мая 2006 г.



Фото Алексея Нилогова

Всемирно известный логик, философ, социолог, писатель и публицист Александр Александрович Зиновьев не нуждается в представлении. Такие «зиновьевизмы» как «западнизм», «псизм», «человейник» давно вошли в политологический словарь. Основу своего учения Зиновьев называет комплексной логикой, или интеллектоло­гией, фундамент своей социологической теории – логической социологией. Последние вышедшие книги философа – «Идеология партии будущего» (2003) и «Логический интеллект» (2005). В настоящее время Александр Зиновьев является профессором кафедры этики философского факультета МГУ.

– Александр Александрович, можете ли вы в двух словах охарактеризовать свой метод? Кажется, вы как-то говорили, что всегда отталкивались от вещей общеизвестных и потому недостаточно принимаемых во внимание?

– Я очень рано, фактически в конце 30-х, пришел к двум основополагающим принципам. Согласно первому из них любая произвольно взятая и достаточно обширная сумма информации, относящаяся к некоторому социальному объекту, содержит в себе все то, что необходимо и достаточно для понимания сущности этого объекта. Согласно другому принципу самые глубокие тайны основных социальных явлений не спрятаны где-то глубоко в архивах, чужих диссертациях, секретных учреждениях или кабинетах сильных мира сего, а открыты для всеобщего обозрения в очевидных фактах повседневной жизни. Недоступен способ понимания этих явлений. Так французский социолог, премии которого я в свое время удостоился – Алексис де Токвилль – за короткий срок пребывания в США увидел там больше, чем сами американцы, и стал основоположником теории современной демократии в Западной Европе. Ему это удалось, потому что он нащупал ключ к пониманию американского общества. И мне, например, не нужно ехать в Китай, чтобы исследовать его. Мне достаточно минимума информации, чтобы я мог воссоздать все, что могу там увидеть.

До меня социальный строй западных стран определялся как капитализм по его экономической основе и как демократия по его политической системе. Когда я приступил к изучению этого вопроса, то обнаружил, что в социологии существует больше 100 определений демократии, больше 150 определений капитализма. Понятийный аппарат был засорен до такой степени, что не был пригоден для научного понимания. Никто даже не пытался ввести понятийный аппарат по правилам логики. Ученые употребляли какие-то термины, манипулировали, но никакого понимания за этим не стояло. В итоге они не были способны решить не одну проблему, если подходить к решениям с научными требованиями.

Я доказал, что реальный социальный строй западных стран не сводится ни к капитализму, ни к демократии. Эти явления приняли тут такой вид, что считать их определяющими признаками западного общественного устройства – значит игнорировать его реальную сущность, ориентироваться на идеологически тенденциозное и в конечном счете ложное его понимание. Я называл социальный строй западных стран западнизмом или вестернизмом. Не составляет особого труда выделить основные социально-экономические признаки западнизма. Во-первых, это стремление к созданию гарантированных должностей и доходов для представителей тех видов деятельности, которые не являются непосредственными производителями материальных ценностей и услуг. Во-вторых, это стремление к усилению частного предпринимательства как самого эффективного средства принуждения людей к трудовой деятельности и повышения производительности ее.

– В своих последних книгах известный американский социолог и авгур либерализма Фрэнсис Фукуяма пересмотрел свои же утверждения о «конце истории» и взял многие слова обратно. Не появлялось ли у вас искушение поступить точно так же?

– Нет. Во-первых, Фукуяма – сказочник и вообще несерьезная фигура. Сама поста­новка вопроса о конце истории бессмысленна, – это дребедень, в которой научного кот наплакал. Во-вторых, скоро мне будет 84, и, конечно, очень многое изменилось за это время. Теперь я вижу, что не все разделы у меня были разработаны одинаково хорошо. Кое-что приходится дополнять. Например, еще в молодости я убедился, что история полностью сфальсифицирована, и отказался от исторического метода. В «Зияющих высотах» я писал: «История не оставляет следов. Она оставляет лишь последствия, которые не похожи на породив­шие их обстоятельства». Но сейчас я пишу в новой книге раздел, посвященный прошлому, и ввожу понятия, которых раньше не мог ввести, поскольку не вдавался в эту тематику. Социологическая теория, изложенная в книгах «Запад», «Глобальный человейник» и других, не устарела и у нее все впереди. Я выявлял в исследуемых объектах то, что в них универсально, и описывал различные типы общества. Законы этих обществ универсальны. Законы разных типов обществ разные, но для определенного типа общества они всегда остаются теми же самыми.

– У нас во время «Холодной войны» развился своеобразный по­литический аутизм: мы не видели никого кроме своего противника. Сегодня многие признают, что XX век породил три сверхидеологии и, соответственно, три типа общества. Первый тип – либеральные демократии, второй – коммунистические общества, третий – праворадикальные общества, сложившиеся в первой половине XX века в Западной Европе. Не имеется ли в вашей социологической теории некий пробел, связанный именно с обществами третьего типа?

– Я не признаю такого деления. Я ввел свой собственный понятийный аппарат, который применяю ко всем изучаемым объектам. А другие используют компилятивные методы: «Маркс сказал», «Фукуяма сказал» и т.д. Если встать на путь исправления ошибок – жизни не хватит. Компилятивные методы имеют следствием запутывание банальных проблем и превращение действительно сложных проблем в банальности. Ложное начало предопределяет последующее описание, которое, как правило, выглядит как более или менее упорядоченный набор привычных словесных клише. Я избрал другой путь. Ответьте мне, почему великие философы прошлого писали такие толстые книги? Потому что не могли справиться с самими банальными проблемами. Что-нибудь изменилось с тех пор? Ничего. Современные философы пишут такие же толстые книжки. Почему? Потому что у них нет аппарата, и они не могут решить самую простейшую задачу.

– Вы определили коммунизм и западнизм как типы общества с преобладанием, соответственно, коммунальной и деловой сферы. Но, согласитесь, в фашистской Италии или нацистской Германии также преобладала коммунальная сфера. А в современной Японии и сегодня преобладает: вспомним об обязательных утренних зарядках и корпоративных вечеринках в японских фирмах. Но коммунистическими эти общества никак не назовешь. Не указывает ли это на пробел в вашей теории?

– Специально рассматривать, что делалось в Европе Гитлером или отдельно рассматривать японские корпорации, – значит терять из вида главное. Просто многие думают, что Гитлер – это интересно, Муссолини – это интересно. Чушь! Для социолога там нет ничего интересного. Проблема в том, что люди, которые подходят к их изучению, имеют уже чем-то засоренные, захламленные мозги. Им сразу хочется находить какие-то сравнения, чтобы все было узнаваемо – вот это фашизм, а это либеральная демократия. На самом деле, фашизм, нацизм, франкизм и т.д. лежат очень близко к магистральному руслу западнизма. Я с самого начала утверждал, что в сфере социально-политической западнизм стремится к усилению недемократического аспекта системы власти и управления, к усилению роли государственности, к введению недемократических элементов в систему власти и к превращению демократии в средство манипулирования массами и в камуфляж для тоталитарного аспекта. Эффективность западнистского хозяйства обуславливают три закона: рациональная организация дела; жестокая трудовая дисциплина; максимальное использование средств производства и рабочей силы. Западное общество является недемократичным, тоталитарным в самой своей основе – на уровне ячеек производства. И именно поэтому оно демократично в надстройке, идеологии. Тут действует своего рода закон постоянства суммы демократизма и тоталитаризма.

– Какова прогностическая ценность вашего аппарата?

– Все мои книги были сориентированы на прогнозирование. Настоящая наука и создается для того, чтобы прогнозировать. В середине 70-х, до «Зияющих высот», я построил модель советского общества, показал неизбежность коммунистического кризиса и описал этот кризис. Этот прогноз, никто не принял его во внимание. Появился на следующий день после начала «перестройки» я ввел термин «катастройка», предсказав катастрофический провал. Я предсказал это не как ясновидец, – это все шарлатанство, – а как исследователь. Тогда же я ввел термин «постсоветизм» или сокращенно «псизм» для описания того, что происходит на наших глазах, начиная с 1991 года. Другое дело, что научиться свободно пользоваться моим научным аппаратом за один или два дня невозможно.

– Вы пытались создать что-то вроде таблицы Менделеева общественных систем?

– Да, только она многомерна и потому гораздо сложней таблицы Менделеева. Все предшествующие социологические теории, как правило, имели всего одно измерение. А жизнь идет одновременно во многих измерениях. Моя теория дает исчерпывающее описание любого объекта, если затратить достаточно много времени. Я ввожу соответствующий принцип «исчерпывания». Любую четко сформулированную проблему можно «вычислить». Как это сделать, у меня намечено. Один из своих приемов я называю восхождением от абстрактного к конкретному. Я строю общую теорию, которая постепенно конкретизируется. Я могу объяснить любой объект, показать, какова структура этого объекта, каковы его компоненты, по каким законам он функционирует.

– А сколько всего существует фундаментальных разновидностей обществ?

– Самое простое деление: предобщества, общества, сверхобщества. Эволюционный цикл в этом разрезе полностью исчерпывается. В других измерениях есть свои эволюционные этапы и т.д.

– Каков тип современного российского общества?

– В свое время, размышляя над тем, что будет после краха коммунизма, я ввел такие термины, как «постсоветизм», «посткоммунизм» или просто «псизм». Эта система возникла как гибрид коммунизма, западнизма и феодализма. Каждый из этих компонентов имеет свои законы. Я смог показать, что получается из гибридизации: ублюдочная социальная система, неспособная решить ни одной сколько-нибудь крупной проблемы, склонная к активной показухе, имитации.

– Ну, еще Ги Дебор говорил об «обществе спектакля»…

– Многие факты известны, но я показал их неизбежность теоретически. Я предсказал, что результатом деятельности этой системы будет разрушение экологии, образования, экономики, раздувание виртуальной сферы. Это было результатом расчета, прогноза, а не наблюдения. Я показал, как сделать это на основе точного исчисления.

– В советское время жаловались, что управленческий аппарат был слишком большим. Сейчас он в два раза больше и продолжает увеличиваться. Как вы это объясняете?

– Советская система существовала недолго, ей бы еще жить и жить. Она вступила в состояние кризиса не потому, что по натуре такая. Социальная система вообще не способна к самоуничтожению. Я продолжаю утверждать, что социальная система, которая сложилась в СССР, была самой совершенной – самой простой, стандартизированной, более эффективной, чем западная. И в теории, и на практике! В послесталинские годы произошел не застой, а колоссальный скачок, прорыв вперед. Число объектов, подлежащих управлению, в брежневское время выросло сравнительно со сталинским в сотни раз. Это были новые школы, больницы, заводы, лаборатории. А управленческий аппарат увеличился меньше, чем в два раза. Одна из причин краха советской системы в том, что аппарат оказался недостаточно адекватным. Следовало постепенно ликвидировать отставание аппарата. С этой задачей не успели справиться. После краха установился псизм. Псизм живет по специфическим законам. В этой системе бюрократический аппарат, количество паразитов безудержно растет, однако никакого эффективного управления страной нет и быть не может. Сегодня государство фактически отказалось от управления экономикой, а виртуальное управление может происходить сколь угодно долго. Разговоры о «застое» – это типичная клевета с целью дискредитировать систему. Когда они ведутся на Западе – это нормальное человеческое поведение: преувеличивать свои достоинства и занижать достижения противника. Но почему мы сами отказываемся от собственных достижений?

– Могла ли компьютеризация управления, наступи она раньше, продлить существование советской системы?

– Наоборот. Это только кажется, что техника упрощает управление. Ближайшим следствием компьютеризации является не сокращение управленческого аппарата, а, наоборот, его увлечение. Даже западные исследователи, наконец, признали это. Советская система развивалась по собственной линии. Она бы пришла к компьютеризации, но экономно и по-другому. Взгляните на то, сколько сейчас автомобилей на улице! В советской системе это было бы невозможно. Действовали определенные законы рациональности. Число автомобилей увеличивалось в соответствии с количеством и качеством дорог, а также с реальной потребностью в перевозках. В США в конце 80-х на дорогах двигалось 150 млн. машин, в Германии – 55 млн. И вы думаете, что все это были экономически целесообразные перемещения? Ничего подобного. Просто они утратили контроль над этим и целым рядом других процессов. Как показывают расчеты, более 80% авиаперелетов экономически излишни. Это паразитарное явление, но изменить они ничего уже не могут. Вы же не можете представить ограничения на выпуск автомобилей?

– В противостоянии с западным миром победа была невозможна из статистического соотношения сил. В чем же тогда был смысл дальнейшего сосуществования двух систем?

– Когда коммунизм был в силе, Запад дрожал перед ним. Но допустим на минуту, что Запад потерпел бы поражение, а коммунизм одержал блестящую победу. Что бы произошло? Кошмар, не приведи бог! Была колоссальная угроза человечеству. Необходимо признать, что Советский Союз имел шанс захватить инициативу на много лет, если не десятков лет. Сохранение биполярности было необходимо, как залог выживания русского народа. Трагедия состояла в том, что на такой биполярности остановиться было невозможно.

– Но вы доказывали, что силы были несоизмеримы.

– Я доказывал, что Советский Союз не может стать гегемоном. Для того чтобы стать мировым гегемоном, нужен целый ряд условий. Например, в стране должен существовать народ, достаточно большой, который ощущал бы себя народом господ. Русский народ на такую роль не годился и до сих пор не годится. Это была одна из причин краха. Те группы населения, которые могли бы составить такое ядро, были незначительны. Запад превосходил нас как по количеству людей, так и по качеству человеческого материала. Если бы на нашем месте были бы немцы и их было бы 150 миллионов, они бы своего не упустили. У нас же всегда была психология заниженности. Но поражение в «холодной войне» не было неизбежностью. Запад тогда находился в таком состоянии, что СССР мог сохраниться и даже процветать. Это только сейчас идет интеграция Запада, а тогда он еще был раздроблен. Сработал такой фактор, как снижение интеллектуального уровня нашего руководства. Когда СССР рванулся в брежневские годы в космос, я написал сотни статей, что мы вступили на путь истощения. Я призывал прекратить активную политику в Африке. Перестать тратить баснословные деньги на Кубу. Собственно говоря, ни Африка, ни Куба американцам не были нужны. Видите, СССР давно нет, а Америка что-то не спешит прибирать их к рукам. Я говорил, что нужно сосредоточиться на внутреннем состоянии. Они этого не сделали, потому что за счет бессмысленной активности в космосе или Африке жило в СССР огромное количество всяких чиновников, номенклатурщиков, которым было на все наплевать. Зачем нам было столько атомных бомб? Для войны было достаточно десятка. Проблема состояла в том, как доставить хотя бы одну. Мы видели, как повело себя американское общество во время урагана Катрина. Достаточно сбросить одну бомбу на Нью-Йорк – и можно брать их голыми руками. Америка развалится по типу своей организации. Это СССР мог выстоять, система позволяла. Американская система в те годы сразу бы развалилась. А мы пошли по пути гонки, паритета.

– Как бы стала проходить эволюция, если бы СССР сохранился?

– Когда я строил модель Советского Союза, у меня только полгода ушло на математические расчеты. Будь у меня несколько сот человек, мы бы построили модель, с помощью которой могли бы «переумнить» Запад. Можно было бы разработать стратегию выживания в борьбе с таким противником как Соединенные Штаты. Интеллектуальный уровень западных деятелей никогда не был слишком высок. Таким же он остается и сейчас: сила есть – ума не надо. На Западе создают компьютерные модели, но у них нет ни одной научной.

– Стратегией выживания для Советского Союза было стремление к полицентричному миру?

– Да. И я думаю, что разгром СССР был гигантской ошибкой Запада. Запад даже не мечтал приступить к демонтажу социалистической системы раньше середины XXI века. Горбачев сделал подарочек, от которого они не могли отказаться. В результате началась такая эволюционная деградация Запада, что под угрозой оказались лучшие завоевания западной цивилизации. Поражение СССР стало началом не посткоммунистического, но постдемократического общества. Глобализация и американизация – это удар не столько по русской цивилизации, сколько по Западной Европе и западной цивилизации, начиная с эпохи Ренессанса.

– Вы по-прежнему вынашиваете планы разрушения Запада?

– Я теоретик. Если бы к моим открытиям относились серьезно, я бы мог указать уязвимые места Запада. Чем сложнее и сильнее социальная система, тем уязвимей она становится. Но уязвимые места надо уметь найти, а это не так-то просто. Нужно знать, куда стукнуть молоточком.

– Реальна ли сегодня исламская угроза или ислам ведет арьергардные бои?

– Очень сложно отстаивать в этом вопросе научную позицию и избежать обвинений в расизме. Я как исследователь эволюционных процессов в свое время обнаружил, что существует несколько открытых эволюционных линий. Одна была западная. Это сейчас она стала закрытой, а тогда была открытой. Другой открытой линией была советская система. Я перебрал все остальные варианты эволюционных процессов и установил, что они тупиковые. И по отношению к Китаю считаю, что он чуточку приоткрыт, но все равно это тупиковое направление. И Япония социологически не творческое явление. Были всего лишь две открытые эволюционные линии, которые конкурировали. Исламский мир – абсолютно бесперспективен с точки зрения эволюционного процесса. В исламском мире нет внутренних условий для самостоятельной эволюционной линии. Я не хочу оскорбить ислама. Точно также, когда я утверждаю, что русские не являются народом господ, хотя в других отношениях проявили себя как творческий и одаренный народ, это не говорит о моей русофобии. Ну, не могут русские по своей природе стать народом господ! Что здесь русофобского? Это как в спорте, хоть тресните, а стометровку негры будут бегать быстрее.

– Фукуяма в своей книге «Наше постчеловеческое общество» допустил значительную роль биотехнологий в изменении облика человеческого общества. Как вы относитесь к этим прогнозам?

– Человек – существо биологическое, он обладает телом и управляющим мозгом. Это мои предпосылки. Все, что строится, – строится на этой основе. От частностей я отвлекаюсь. Социальные законы незыблемы. Вы можете уничтожить народ, но не можете уничтожить законы, по которым складываются и существуют народы. Если Запад встанет перед реальной угрозой своему существованию, он не остановится перед тем, чтобы уменьшить население планеты. Я почти уверен, что СПИД, атипичная пневмония и т. д. – все это искусственные вирусы. И я абсолютно уверен, что в ближайшие десятилетия США добьются распада Китая на десятки государств. Это тем более неизбежно, что полтора миллиарда китайцев нарушают биосоциологический оптимум человейника.

– Если биотехнологии разовьются до такого уровня, что появится возможность вывести расы с другой трудовой этикой, другими способно­стями, что же тогда произойдет с «глобальным человейником»?

– Во-первых, этика не в генах. Только шарлатаны говорят, что она в генах. Во-вторых, при любых научно-фантастических сценариях какая-то часть людей должна сохранять человеческие качества. Эта часть человечества не упустит и не отдаст контроль. В-третьих, чтобы современный человейник мог существовать, нужно производить как минимум 100 млн. разнообразных деталей или сооружений на высочайшем уровне. Чтобы это делать, нужно иметь как минимум 100 тыс. профессий высшего уровня и сотни тысяч остальных профессий. Кто это будет делать? Неквалифицированные рабы? Это все равно будут делать люди. Биотехнологии, вероятно, будут играть роль для сокращения населения планеты, устранения неугодных народов. Но, что бы ни изобреталось, ядром общества останется природный человек, обладающий человеческим телом и человеческим интеллектом.


Беседовал Михаил Бойко и Алексей Нилогов

http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/06/652/41.html

 

© М.Е. Бойко