|
Апгрейд гуманитарных дисциплин...
Фото Екатерины Дайс
|
Игорь Сид (р. 1963) в литературном мире известен не только как поэт и эссеист, но и как основатель Боспорского форума в Крыму и Крымского геопоэтического клуба в Москве. А также, внимание: организатор первого российско-украинского фестиваля искусств «Южный Акцент», первого этно-регги-фестиваля «Афро Плюс», первого афро-украинского фестиваля «Ангола-Украина», первого фестиваля культурных проектов в Абхазии «Акуа-фест», международных конференций по геопоэтике и других пионерных арт-проектов…
Михаил Бойко побеседовал с неуловимым Сидом после «Кастинга новых тотемов для России», прошедшего в Московском Зоопарке в рамках литературно-дискуссионного цикла «Зоософия».
– Игорь, есть геопоэтика в разных ее формах, тропические экспедиции. Есть диспуты литераторов с представителями других профессий, ток-шоу, «круглые столы», аудио- и видеопоэзия; наконец, зоософия... Можно ли назвать какой-то общий знаменатель для этого пучка инициатив?
– Это долго было проблемой для меня самого. Я полагал, что мои разнонаправленные опыты могут лишь дополнять друг друга, и я, возможно, понапрасну фрагментирую свою жизнь... К пониманию общности этих экспериментов, к внятной формулировке пришел только в последние годы. Назовем это условным жанром «поиски новой антропологии».
Суть в том, что сегодняшнее знание о человеке, как и о мире вообще, является по своей природе глубоко нездоровым, шизофреническим. Мы доверяем непогрешимой силе науки, ибо наблюдаем воочию достижения технического прогресса. И в то же время верим в религиозные максимы, мистические теории, в предрассудки – поскольку все эти представления тоже регулярно подтверждаются... И при этом всерьез считаем эти два подхода к реальности несовместимыми.
Новая антропология – это не «апгрейд» гуманитарных дисциплин, а вообще другое понимание человека. Вбирающее в себя не только логически непротиворечивые (научные) описания, но и описания противоречивые – «ложные» учения, литературно-художественные и иные «необязательные» конструкции, мистические догадки и заведомые предрассудки. Нужно совмещать несовместимое, противоположные точки зрения на человека. Невзирая на то, что часть этих ракурсов направлены на него из неких воображаемых сфер.
– Странный «набор портретов» может получиться...
– Да уж... Но итоговое объемное, голографическое видение избавит нас от этой шизофрении.
Мне кажется, что главная задача сегодня – делать постоянные усилия, шаги в сторону целостного понимания человека. Идти хотя бы на полшага, на полмысли дальше, развивая важные идеи, которые уже высказаны.
Недавно мы отметили двадцатилетие с выхода книги Фрэнсиса Фукуямы «The End of History and the Last Man». Считаю, что «конец истории», о котором пишет Фукуяма, заключается не только и не столько в разрушении/преображении причинно-следственных механизмов, формирующих человеческое существование, сколько в выходе на передний план этого существования пространственных аспектов.
Конец Истории означает начало Географии, необходимость подлинного освоения и осмысления человеком данного ему пространства, территорий и ландшафтов – от макромасштаба планеты до микромасштаба собственного жилища. Все это и есть геопоэтик а, один из ключевых аспектов «новой антропологии». Ее интеллектуальный эпицентр вот уже четверть века перемещается по глобусу как циклон: зародившись в Париже, геопоэтика перекочевывает в Крым, затем с Крымским клубом в Москву, затем последовательно в Ивано-Франковск, в Берлин, в Пермь...
Более 10 лет длится другой междисциплинарный диалог, связанный с зоософией: осмысление взаимодействия человека с витальным миром и с порождениями его фантазии...
А в последнее время для описания текущей фазы, в которой находится современная цивилизация, я использую термин «мифологическая революция». Сейчас, как никогда, вырос разрыв между объективной ценностью различных явлений и субъективной их оценкой со стороны адресата – или, если говорить на языке экономики, потребителя. Человек платит не столько за реальное качество товара, сколько за его бренд, а бренд – это и есть современная, «рыночная» форма мифа.
Но одновременно идет и реактуализация мифа классического! В последней трети прошлого столетия человечество бешено увлеклось ролевыми играми с мистериальным и волшебным антуражем, а в начале XXI века – компьютерными играми с тем же обязательным магическим контентом. И если взрослые пользователи еще способны отделить законы реального мира от правил виртуального, то для наших детей это почти тождество... Бешеная популярность, скажем, «Гарри Поттера» свидетельствует: наши наследники живут уже наполовину в оккультном мире...
– Критик Ольга Балла утверждает, что ваша задача, функция в современной культуре – нащупывать в ней « точки роста , места, где та более всего мягка и пластична, менее всего сложилась»... Согласны ли вы с таким определением?
– Определение кажется мне почетным, но несколько преждевременным. Поиск скрытых активных узлов реальности – участков, продуцирующих Новое – действительно необходим. Тем более, что Новое становится зачастую все более пугающим...
Хотя я выразился бы скромнее – не «точки роста», а скорее точки сборки. Возникающее Новое не является новым тотально: иначе мы его просто не увидим, у нас с ним не будет семантических пересечений. Скорее это просто оказавшееся жизнеспособным новое сочетание старых, возможно, даже архаичных элементов. Или даже архетипических элементов.
Поэтому так люблю сталкивать в своих проектах кажущиеся не связанными между собой проблемы. Скажем, цикл «ТравмоТекст» – диалоги писателей и художников с медиками – это попытка понять границы между нормой и опасностью в человеческих ситуациях и состояниях. У философа Вадима Руднева есть работа «Смысл как травма». Это одна из возможных граней «травмотекста» – со стороны психоанализа. Мы же приближаемся к предмету дискуссии с другой стороны, отталкиваясь от концепции «травма как смысл».
Вам, Михаил, мне кажется, должен быть близок этот подход, как автору концепции «алгософии», концепции познания через боль.
– Вернемся к зоософии. Никогда не мог понять изречение Анатоля Франса: «Отнюдь не реальные, но скорее созданные в воображении существа оказывают наиболее глубокое и длительное влияние...»
– Цитата, если не ошибаюсь, из «Восстания ангелов»? Мне эта мысль кажется правильной. Можно перефразировать ее и так: метафизическое всегда сильнее, чем физическое...
Зоософию придумал 120 лет назад и оставил нам на разработку Герберт Спенсер, изобретатель в том числе социального дарвинизма. У него это гипотетический раздел философии, исследующий бытие живой материи – либо просто философская сторона биологии. Для нас это прежде всего осмысление образов животных, живых существ в литературе и искусстве, в мировой культуре в целом. Включая, в том числе, и существ сугубо фантастических.
– В чем суть зоософии? Зачем исследовать, например, анатомию вымышленных существ?..
– Слаженная работа, синергия и гармония частей тела и органов живого организма, выполняющих определенные задачи, – это, в сущности, зримая философия, наглядное пособие по теории причинно-следственных связей, если смотреть с материалистических позиций. Или – доктрины о божественной целесообразности, если с позиций теологических... А анатомия человека – наука по определению сакральная, и она должна быть, простите за дерзость, базисом христианской теологии. Ведь все-таки – «по образу и подобию»...
А анатомия существ вымышленных – это, по сути, визуальная метафора, проекция возможных новых философских теорий. А также проекция в наш мир виртуальных миров.
И не в последнюю очередь это модель потенциальных результатов генетической модификации. Химеры, возникающие в мифологии, в фольклоре и в современном искусстве – это такие же ГМО, только полученные не путем эксперимента in vivo или in vitro , а непосредственно в воображении авторов...
– Сегодня состоялась ваша акция «Кастинг новых тотемов для России». Тотемизм, если он сохранился в современной культуре – очевидно, тоже предмет исследования зоософии?
– Совершенно точно. Такой «кастинг», при достаточно репрезентативной выборке мнений, обладает прогностическими функциями, проявляя новые тренды в развитии общества, присутствующие пока только в коллективном подсознательном. Сегодняшняя победа Единорога (голосовал представительный состав писателей и ученых) внушает определенные надежды. Это существо символизирует целомудрие или шире, нравственную чистоту – то, чего так не хватает сейчас нашей стране...
Первые такие «выборы» нового животного символа для России мы провели пять лет назад. Результат был скорее обескураживающим. Победила Белка, обойдя в финальном раунде Росомаху... Оба этих лидера – существа довольно поверхностные, но активные. Но я был рад, что проиграла Росомаха, с ее агрессивностью и коварством. А Белка – существо безобидное и хозяйственное, ее примитивные добродетели воспеты еще Пушкиным.
– Да, но в русской культуре у слова «белка» есть и негативные коннотации…
– Сколько-нибудь заметного усиления в обществе проблем, связанных с алкоголем, я с тех пор не заметил. Однако вскоре в московской литературной среде появились слухи об одноименной поэтической группировке, сложившейся во время какого-то выездного фестиваля. Якобы, авторов туда принимают через жуткое испытание водкой, такая новая гусарщина… Точнее, ордалия. И прошли этот трудный экзамен, в том числе, довольно известные стихотворцы. А об объективности данного социокультурного факта говорит то, что в том первом кастинге никто из них не участвовал, и вряд ли о нем слышал.
Такая вот прикладная зоософия... Она может быть напрямую применима и к литературной жизни, и к литературному быту. Например, любопытно было бы исследовать «кроличье-заячью» персональную и групповую мифологию, которую уже много лет развивает в своем кругу издатель и куратор Дмитрий Кузьмин. Этот образ настолько устоялся, что один украинский поэт, впервые приехав в Москву, заявил Дмитрию: «Я узнал Вас по юзерпику!» Притом что единственный аватар в ЖЖ у Кузьмина – это заяц (или кролик) с торчащим во рту толстым карандашом.
В отношении же собственно текстов с животными и монстрами, я полагаю, следует употреблять термин «зоопоэтика». Он, кстати, давно уже используется на Западе – начиная, по меньшей мере, с конца 90-х годов. Имею в виду, прежде всего, мало известную русскому читателю работ у Жака Дерриды «L'animal que donc je suis».
Деррида утверждал, что «животное вообще» существует только как человеческое понятие, поскольку разница между некоторыми животными не меньше, чем между ними и человеком. Эту мысль следует продолжить: дистанция между некоторыми реальными животными может быть много больше, нежели между животными вымышленными и реальными. Желтопузик гораздо сильнее отличается от лошади, чем, скажем, от лошадь от того же единорога...
Поэтому для зоософии (зоопоэтики) тот нюанс, существует ли исследуемое животное, имеет лишь второстепенное значение.
|
Кривая пищеварительного канала...
Фото Екатерины Дайс
|
– Помню бурный успех в прошлом году вашего доклада о зоософии фантастики на фестивале «Карпатская Мантикора». Чем, по-вашему, он зацепил аудиторию?
– Мне показалось, что слушателям пришлась по душе сама идея раскрытия живого организма, как «временнoй шкалы освоения реальности» – хронологической канвы взаимодействия животного с пищей, как наиболее важной для него частью окружающей реальности. Идущую сквозь тело кривую пищеварительного канала – «от носа к хвосту» – логично упростить до прямой, которая будет символизировать стадии присвоения, обработки, усвоения и элиминации пищи: рот, желудок, кишечник, анус…
Перед попаданием в организм пища – это, так сказать, наше «будущее», его встречают во всеоружии передние конечности, обоняние и вкус, зубы и т.д. После выхода из организма она становится нашим «прошлым». (Помимо прочего, я поделился давним наблюдением, как моя кошка веселилась и прыгала всякий раз после туалета, и провел аналогию с известной фразой Маркса: «человечество смеясь расстается со своим прошлым».)
– Вы что-то рассказывали про хронологическую инверсию…
– Здесь есть один кардинально важный нюанс... Он давно известен профессиональным биологам, но замалчивается в средствах массовой информации – по вполне понятным причинам.
У всех высших животных, включая нас с вами, в эмбриональном периоде наступает момент, когда так называемый первичный рот, первоначальный вход для пищи в организм, перемещается в заднюю часть тела и превращается в клоаку, а впоследствии в анус – то есть, наоборот, в выход. А с обратной стороны возникает новое входное отверстие – вторичный рот, называемый нами просто ртом.
Получается, что незадолго перед рождением каждый из нас испытывает радикальную хронологическую инверсию, разворачивающую движение времени, в нашем соприкосновении с реальностью, прямо в противоположную сторону – «от хвоста к носу»! Без этого экзистенциального переворота, деконструкции механизма восприятия, скорее всего, были бы невозможны и условные рефлексы у животных, и – в конечном счете – интеллектуальная рефлексия у человека.
Пока движение реальности вокруг нас, поток причинно-следственных связей, совпадал с направлением нашего внутреннего времени, мы были погружены, как влитые, в этот свой физический контекст, совпадали с ним. Но шок от смены вектора времени, эта главная пренатальная травма, создает вокруг нас тончайшую новую, метафизическую прослойку реальности, обдающую нас своим головокружительным обратным, встречным потоком...
Осмысливать этот феномен трудно – еще и потому, что анальная проблематика в современном обществе табуирована.
– Вернемся к существам фантастическим. Наверное, им, как и животным настоящим, тоже свойственна эволюция?
– Скорее это «эволюция в кавычках»: термин аллегорический. Обнаруживается любопытная закономерность «исторического развития» монстров, аналогичная принципу биологической эволюции «от простого к сложному». Но здесь иной принцип – «от страшного к смешному». И аналогия между двумя этими типами эволюции работает: ведь смех всегда сложнее по внутреннему устройству, чем страх...
Примитивное сознание («сон разума»), как известно, порождает чудовищ. Но по мере роста человеческой рефлексии и преодоления первобытных страхов эти монстры приобретают все больше артистических и комических черт. «Де-монстрируются», так сказать. Опять же, «человечество расстается смеясь...».
На «Карпатской Мантикоре» я сравнивал этимологию имен появлявшихся в тамошних горах чудовищ, средневековых и нынешних. Мантикора на персидском значит «Людоед», а Чупакабра по-испански – буквально «Козосос» (козий вампир), – по сути, карикатура на Мантикору... Готовая иллюстрация к этим размышлениям.
Схема зоософический эволюции чудовищ очень проста. Сперва Кинг-Конг, а потом, рано или поздно – «нано-Кинг-Конг» (как обзывают обезьянку в недавнем голливудском мультике).
– Однако, наверно, и реальные животные могут вступать между собой в зоософические отношения?
– Сплошь и рядом! Скажем, сейчас в московских школах, почему-то только в элитных, признали массовое заболевание детей педикулезом. Практически эпидемия. Гниды наступают. И вот, вспомним анатомию вшей двух видов – головной и лобковой. У лобковой вши концы лапок заломлены в форме зажимов-треугольников, это позволяет ей цепляться за волосы промежности, имеющие треугольное сечение. А на волосах головы она удержаться не может – они в сечении круглые... Возникает подозрение: не отсюда ли возник анекдот-загадка: «Почему у слонов ноги круглые? – А чтобы не проваливаться в треугольные ямки! »
(Еще всплывают, правда, стихи Александра Еременко о бездомной девочке: «Ей очень трудно нагибаться./ Она к болту на 28/ подносит ключ на 18,/ хотя ее никто не просит».)
– Образ мелкого насекомого, переосмысленного как гигантское хоботное – не пример ли это той самой «эволюции в кавычках»?..
– Можно сказать и так. (Смеется). Откуда-то ведь взялась, скажем, идиома «делать из мухи слона»... Вообще, взаимные превращения образов одних животных в другие – малоизученная тема. Тут действуют множество факторов, начиная с простейших лингвистических, фонетических. Известны превращения (в языке, а не в природе, конечно) одних афроазиатских четвероногих в других, им не родственных – разумеется, в тех странах, где они не водятся. Каждый из этих случаев хрестоматиен, но когда их сопоставляешь в единый ряд, голова начинает кружиться...
Вот смотрите. Русский «слон», ставший для нас едва ли не национальным тотемом, возник при попадании в наше этномифологическое поле азиатского образа льва (тюрское «arslan», «aslan»). А греческий «elephantos» (родительный падеж от «elephas») перешел в древнегерманский язык как «ulbandus», и оттуда попал к нам уже в виде «вельбанда», который неудержимо превратился в русского «верблюда»...
Как будто действительно существуют некие надъязыковые и надприродные законы, обусловливающие такие диковинные мифологические превращения. Заметим, важнейшим фактором здесь является отсутствие видов-«оборотней» в биоценозе тех стран, по которым кочуют их названия. Метаморфозы случаются именно с тварями заморскими... Так опосредованно связаны между собой миры животных реальных и фантастических.
– Все большее распространение в мире получают различные творческие психологические тесты. Особенно популярны тесты с задачей придумать и нарисовать несуществующее животное, описать его способ питания, размножения, придумать естественный для него природный контекст. Чем можно объяснить этот факт?
– Той самой, уже упомянутой «мифологической революцией». Эксперты, оцениватели способностей, профессионализма и прочих объективных качеств тестируемого, постепенно понимают, что между миром фантастическим (включая области невозможного) и миром реальным может быть больше общего, чем между отдельными точками реального мира. Так вымышленное, виртуальное, невозможное встраивается в наш реальный мир и действует в нем – например, в этих тестах. Становясь метафорой, рабочей моделью, чем угодно – участвует в реальных семантических структурах, помогает решать проблемы мира реального.
Ведь если вдуматься, задачка изобразить несуществующее животное, предлагаемая сегодня кому-то экзаменатором, в точности описывается лозунгом парижской весны 1968 года, приписываемым Че Геваре: «Будьте реалистами – требуйте невозможного!».
Беседовал Михаил Бойко
http://www.litrossia.ru/2012/28/07289.html |