|
Фото с сайта literaterra.ru |
Евгений Викторович Степанов (р. 1964, Москва) – издатель, писатель, автор многих книг, в том числе романов «Благодарная песня Джамбула» (2007) и «Застой. Перестройка. Отстой» (2009), член Русского ПЕН-Центра, кандидат филологических наук. Докторант кафедры сравнительной поэтики РГГУ (диссертация посвящена современной поэзии). В советское и перестроечное время работал в газетах «Семья», «Совершенно секретно», журналах «Огонек», «Мы», «Трезвость и культура», «Столица» и других. В настоящее время главный редактор журналов «Дети Ра» и «Футурум АРТ», заместитель главного редактора журнала «Крещатик», генеральный директор издательства «Вест-Консалтинг».
Недавно журналу «Дети Ра» исполнилось 5 лет. За это время вышло 58 номеров. С 2007 года журнал «Дети Ра» выходит ежемесячно и размещен в престижном интернет-сообществе «Журнальный зал». О делах журнальных (и не только) мы и поговорили.
– Евгений, насколько ваш журнал открыт для авторов «вне тусовки», для провинциалов, в частности?
– Кто тусовочный автор, а кто не тусовочный – я не знаю. Поскольку сам редко выхожу «в свет». По блату я, конечно, никого не печатаю.
– Удалось ли журналу втиснуться в русское литературное пространство, есть ли у редакции и у Вас своя «линия», если угодно?
– Наш основной профиль – стихи, хотя мы печатаем и короткую прозу, и эссе, и мемуары, и критические статьи... Я думаю, что мы открыли целый пласт неизвестной федеральному читателю поэзии, выведя огромное количество поэтов из глубинки, русского зарубежья и столичного андеграунда (а он есть!) в «журнально-зальный» мейнстрим.
– Расширилась ли ваша аудитория после включения «Детей Ра» в «Журнальный зал»?
– Несомненно. По-моему, в настоящий момент любой российский литературный журнал, который вне «Журнального зала», это андеграунд.
– «Детей Ра» кто-нибудь поддерживает материально?
– Такие люди есть. Прежде всего, депутат Государственной Думы Николай Михайлович Ольшанский, Александр Маркович Файн. Это настоящие подвижники, которые заботятся о русской культуре. Ольшанский, депутат от Воронежской области, столько сделал людям добра, что это никогда не забудется. С его помощью открываются библиотеки, дворцы культуры. Он член Комитета ГД по образованию. И понимает, что просвещение жизненно необходимо. Просвещение, на мой взгляд, – первично. Будет образованный народ – будет и экономика на уровне.
Александр Маркович Файн не только видный бизнесмен, но и замечательный прозаик. Я действительно считаю его одним из лучших на сегодняшний день прозаиков, хотя он начал писать совсем недавно. Не так давно у него вышли книги «Мальчики с Колымы», «Прости, мое красно солнышко». Тонкая психологическая проза, написанная на суровом жизненном материале.
– А государство поддерживает?
– Нет. И это, на мой взгляд, колоссальная ошибка государства.
– В последнее время обострилась Ваша полемика с журналом «Новый мир». Сначала «Новый мир» обвинил Вас в презентации на страницах «Детей Ра» собственной фирмы «Вест-Консалтинг», потом главный редактор «Нового мира» Андрей Василевский написал в своем ЖЖ, что «Дети Ра» против «Нового мира». Вы их тоже не забываете, на страницах журнала часто критикуется политика отдела поэзии «Нового мира».
– Скажу решительно и официально: «Дети Ра» не против «Нового мира». Как можно быть против журнала с такими великими традициями, журнала, который создавали своим талантом и произведениями Твардовский и Солженицын, Лакшин и Виноградов, Белов и Залыгин!.. Я преклоняюсь перед этим общенациональным журналом. Более того, ко мне лично в отделе поэзии «Нового мира» относятся не так и плохо. Редактор отдела Павел Крючков в свое время лично позвонил мне и предложил опубликоваться на страницах «Нового мира», составил мне подборку и прислал по электронной почте стихи, отобранные для журнала. Никто ее до сих пор не «зарубил». А если составить выборку из процитированных в «Новом мире» моих текстов, то получится маленькая брошюра. Цитировались там, кстати, и стихи. Дело, конечно, не во мне. Я, слава Богу, не забыт, не заброшен. Мне, простите за высокий штиль, за державу обидно. За великую державу русской поэзии. И вопросы к нынешнему отделу поэзии и лично к главному редактору Андрею Василевскому у меня есть.
Мне трудно понять, как так получилось, что, начиная с 2000 года, в этом журнале ни разу не напечатались такие поэты, как Андрей Вознесенский, Юнна Мориц, Белла Ахмадулина, Константин Ваншенкин, Дмитрий Сухарев, Анна Альчук (уже умерла), Всеволод Некрасов (уже умер), Василий Казанцев, Виктор Соснора, Александр Ткаченко (уже умер), Алексей Хвостенко (уже умер), Анри Волохонский, Евгений Евтушенко, Юрий Влодов, Сергей Мнацаканян, Татьяна Щербина, Алина Витухновская, Сергей Арутюнов, Татьяна Грауз, Игорь Болычев, Дмитрий Цесельчук, Александра Козырева, Олег Асиновский, Ры Никонова, Сергей Сигей, Елена Кацюба, Александр Скидан, Дарья Суховей, Михаил Кузьмин, Илья Кутик, Константин Кедров, Слава Лён, Марина Кудимова, Татьяна Данильянц, Александр Чернов, Андрей Коровин, Феликс Чечик, Рина Левинзон, Арсен Мирзаев, Антон Нечаев, Татьяна Михайловская, Валерий Земских, Валерий Мишин, Юрий Милорава, Юрий Перфильев, Иван Жданов, Александр Еременко, Алексей Парщиков (уже умер), Владимир Бояринов, Максим Замшев, Игорь Панин, Валерий Кислов, Сергей Бирюков, Владимир Монахов, Борис Гринберг, Павел Байков, Валерий Шерстяной, Юрий Беликов, Владислав Дрожащих, Сергей Сутулов-Катеринич, Андрей Санников, Елена Оболикшта, Сергей Ивкин, Александр Петрушкин, Евгений Даенин, Владимир Ярцев… Список я могу продолжать и продолжать. А ведь это цвет русской поэзии! Здесь и традиционалисты, и авангардисты, и наши уважаемые ветераны, и региональные поэты.
– Кто же тогда там печатается?
– Очень интересный вопрос. Там, в частности, печатает свои стихи главный редактор Андрей Василевский (вышло за указанный период четыре подборки), там печатает стихи сотрудник журнала Владимир Губайловский (восемь подборок), там печатает стихи супруга главного редактора Ирина Василькова (восемь подборок). Мне, кстати, стихи Васильковой нравятся. Но ведь речь-то о том, что есть и другие поэты. Не менее талантливые и не менее известные. Например, Белла Ахмадулина или Андрей Вознесенский, Константин Кедров или Василий Казанцев…
Хотя я, конечно, понимаю, что забота о семье дело важное. Как супруг и работодатель Андрей Василевский ведет себя в высшей степени благородно. Своих людей не забывает. Но можно, наверное, и о других одаренных людях подумать. Не уверен, что Василевский хочет войти в историю литературы как человек, который печатал собственные стихи, стихи своей жены и не печатал Ахмадулину и Вознесенского… И который, кстати, голосовал против вступления в «Журнальный зал» журнала поэзии «Воздух». Он-то ему чем помешал! Меня трудно заподозрить в большой симпатии к Дмитрию Кузьмину, мы нередко негативно отзывались друг о друге в печати, но следует признать: Кузьмин бескорыстно и много лет подряд делает важное дело, находит деньги, печатает людей. Создал бренд с нуля. Почему бы ему не помочь? Даже если он в чем-то ошибается.
Андрей Василевский – умный, образованный человек, очень талантливый библиофил, его обзоры весьма познавательны и панорамны. Да и в целом читать «Новый мир» интересно. Хорошая проза, обстоятельная критика. Но политика «Нового мира» в области поэзии вызывает у меня горечь и недоумение.
– А может быть, перечисленные вами поэты сами в «Новый мир» не приносят (не присылают) стихов?
– Михаил, я оцениваю факты. А факты таковы, что стихи Василевского, Губайловского и Васильковой на страницах «Нового мира» есть, а стихов Вознесенского и Сосноры нет. А это, на мой взгляд, неправильно и несправедливо. Если не приносят, надо самим попросить. В ножки поклонится, но сделать хорошее доброе дело.
– Разве не все журналы думают только о своих?..
– Хорошо, обратим наши взоры на другой известный толстый журнал. Журнал «Знамя». Печататься в «Знамени» не менее (а, на мой взгляд, и более) престижно. Там в ХХI веке напечатаны и Ахмадулина, и Вознесенский, и Ваншенкин, и Еременко, и Беликов, и Санников, и молодые Ивкин, Петрушкин. Правда, там нет стихов…
– Кого?
– Там нет стихов Ольги Ермолаевой, превосходной поэтессы и редактора отдела поэзии этого журнала. За тридцать лет работы в журнале – ни одной подборки. Представьте себе! Там нет стихов Анны Кузнецовой, очень талантливой поэтессы и редактора отдела критики. Видите, люди не пользуются своим служебным положением. Два журнала – два отношения к поэзии.
– Есть ли профессионалы среди издателей поэтических журналов?
– Их немного. По ряду причин. Во-первых, издатель журнала поэзии (просто литературного) должен быть абсолютно бескорыстен, влюблен в хорошие стихи, разбираться в них, а во-вторых, он должен уметь находить деньги. Это взаимоисключающие качества, оксюморон. Но издатель журнала поэзии ими должен обладать.
– Такие люди есть?
– Есть, конечно. Например, Ирина Прохорова, Алексей Алехин, Константин Кедров, Лена Кацюба в Москве, Максим Бородин и Саша Мухарев в Днепропетровске, Дима Бураго и Саша Кабанов в Киеве, Валентина Синкевич и Игорь Михалевич-Каплан в Филадельфии, Алексей Александров в Саратове, Валера Мишин и Тамара Буковская в Санкт-Петербурге. Есть, есть такие люди. Это замечательные подвижники.
– Вы упомянули имя Ирины Прохоровой. Но ведь ей легко – у нее брат мультимиллиардер .
– Ну и что?! Наверное, она могла бы потратить больше денег на себя, но она их тратит на литературу, на всех нас. Повторяю – таких людей единицы. Они делают добро. За это их и ругают.
– «Дети Ра» напечатали поэтов из Тамбова, Саратова, Самары, Новосибирска, Владивостока… Неужели никто из администраций, управлений культуры этих городов не позвонил, не поблагодарил, не предложил сотрудничества?
– Увы, не позвонили… Я уже устал писать о наших доблестных чиновниках, но им, наверное, тоже тяжело. Надо за место держаться, как-то выживать. Поэзия им не нужна. Мало кто о ней заботится. В «Журнальном зале» всего три специализированных поэтических журнала – «Арион», «Интерпоэзия» и «Дети Ра». Это на весь русскоязычный мир. Издают их Алексей Алехин, Андрей Грицман и Ваш покорный слуга. Хорошо, есть три «сумасшедших», которые тянут этот груз. А если завтра у нас кончатся силы? Можно сказать прямо, что для геноцида русской поэзии созданы все условия. Он уже, собственно, идет. Да, конечно, проходят бесконечные фестивали и биеннале. Но это карнавальная, даже показушная часть работы. Ну, почитали люди стихи друг другу, потусовались, а дальше что?! Поэтам надо печататься, регулярно печататься, обсуждаться, получать критические отзывы на свои сочинения. Иначе произойдет полнейшая деградация, версификационный уровень упадет до нуля.
– В советское время было легче?
– Советское время тоже разное и оценивать его однозначно нельзя. Например, за все годы советской власти было напечатано во взрослой печати одно стихотворение Георгия Оболдуева, крупнейшего русского поэта. Это, конечно, национальный позор. С другой стороны, в 70-90-е годы издавались альманахи «Поэзия», «Истоки». Выходили различные постановления о работе с молодыми литераторами. Интересное дело: в альманахе «Поэзия» поэты-традиционалисты, выдающиеся редакторы Николай Старшинов и Геннадий Красников печатали и авангардистов Бирюкова и Милораву, и метаметафористов Жданова и Парщикова, и палиндромиста Николая Ладыгина, и Макса Жакоба, и кого угодно. И гонорары еще платили!
– Как формируется портфель «Детей Ра»?
– Очень много почты. Я получаю и читаю десятки рукописей в день, кого-то сам прошу прислать стихи. Кроме того, всегда находится литератор-подвижник, который представляет поэзию своего города, региона или страны… Так, липецкий номер составил поэт Сергей Зубарев, немецкий – Сергей Бирюков, самарский – Юрий Орлицкий и Данила Давыдов, питерский – Арсен Мирзаев… Вот на этих и некоторых других людях все и держится. Один бы я, конечно, ничего бы не смог.
– Вы также руководите издательством «Вест-Консалтинг». Сколько книг вы издали?
– Более трехсот. Мы издали Айги, Соснору, Алейникова, Лёна, Бирюкова, Ткаченко, Дмитриева, Фатееву, Альчук, Даена, Мельникова, Зубарева, Милораву, Харитонова, Вариуса, Тюмлера, Перфильева, Цесельчука, Федулова, Беликова, Татаринову, Козыреву, Эско и многих-многих других поэтов, литературоведов.
– Что бы вам хотелось поменять в современном литературном процессе?
– Убежден, что нужно сделать культуру национальным проектом. Спонсорам, жертвующим на культуру значительные суммы, можно существенно сократить налоги (чтобы меценатство стало выгодно). Нужна государственная поддержка журналам, существующим более пяти лет (чтобы гранты не хватали аферисты). Если всего этого не сделать, нас ждет оболваненное, дезинформированное и не способное мыслить общество.
– Кто ваши любимые поэты?
– Список очень большой. Я сейчас больше люблю традиционную поэзию – многие стихи Пушкина, Есенина, Георгия Иванова, Владимира Соколова, из авангардистов очень уважаю Александра Кондратова, из современников – Валерия Прокошина, Дениса Новикова, Марию Ватутину, Феликса Чечика, Евгения В. Харитонова, Андрея Коровина. Всех, конечно, не перечислишь.
– Какой из ваших проектов вселяет в вас наибольший оптимизм: журналы (у вас их несколько), издательство? Может быть, собственное литературное творчество?
– Все мои проекты (в том числе журналы) – это, конечно, творчество. Журналы – это продолжение меня. Я не печатаю текстов, которые мне не нравятся. И если ругают моего автора – значит, ругают и меня. Значит, я опростоволосился. Так я воспринимаю…
Что я жду от своих проектов? Очередных убытков. Иметь такое хобби очень расточительно.
Что касается собственного сочинительства, то моя карьера сложилась неплохо. Я издал довольно много книг, за некоторые из них получал очень большие гонорары. О моих книгах написано немало рецензий. Я работаю в разнообразных жанрах. Пишу рассказы, романы, стихи, статьи, научные книги, заметки, дневник и так далее.
– Каковы планы?
– Работаю над докторской диссертацией. Она называется «Русская поэзия конца ХХ–начала ХХ I века: тенденции и вариации». Собрана огромная эмпирическая база, ее надо осмыслить с научной точки зрения.
Пишу новый роман. Он называется «Эмиграция в детство». Не бросаю свою писанину.
Беседовал Михаил Бойко
http://exlibris.ng.ru/person/2009-09-17/2_stepanov.html |