Header image

 

 

 
 

СВИДЕТЕЛЬ, СОЧИНИТЕЛЬ, ПАРОДИСТ
Владимир Березин: «Мы – как римляне после Одоакра»
«НГ Ex libris», # 5 от 11 февраля 2010 г.



Фото Ирины Казеевой

Владимир Сергеевич Березин (р. 1966) – прозаик, литературный критик, эссеист. Окончил физический факультет МГУ (1989) и Литературный институт (1997), учился экономике заграницей. В 1998-2003 гг. сотрудник «Ex Libris НГ», затем «Книжного обозрения». Автор книг «Свидетель» (2001), «Поляков» (2007), «Диалоги. Никого не хотел обидеть» (2007), «Путевые знаки» (2009).

Березин писал про себя – я обозреватель. Обозреватель всего. Это очень точное описание его стиля и манеры. Он действительно интересуется всем. Он действительно способен на широкий охват и обобщение.

– Владимир, как на вас повлияла учеба на физическом факультете МГУ? Меняют ли занятия физикой способ восприятия мира?

Занятия чем бы то ни было меняют способ восприятия мира. Дело за тем, насколько это нам нравится. Физический факультет – это любовь моя, а Татьянин день – персональный праздник. Это был и есть праздник равных, тех поколений, что рядами валятся в былое, в лыжных курточках щенята – смерти ни одной. То, что ты уже летишь, роднит с тем, что только на гребне, за партой, у доски.

И вот ты как пес облезлый, смотришь в окно – неизвестно кто из списка на манер светлейшего князя, останется среди нас последним лицеистом, мы толсты и лысы, могилы друзей по всему миру включая антиподов, Миша, Володя, Сережа, метель и ветер, время заносит нас песком, рты наши набиты ватой ненужных слов, глаза залиты, увы, не водкой, а соленой водой, мы как римляне после Одоакра, что видели два мира – до и после и ни один из них не лучше.

Кто-то шепчет, что в Москве один Университет, и мы готовы согласиться с неприятным персонажем – один ведь, один, другому не бысти, а все самое главное записано в огромной книге мертвой девушки у входа, что страдала дальнозоркостью, там, в каменной зачетке на девичьем колене записано все – наши отметки и судьбы, но быть тому или не быть, решает не она, а ее приятель, стоящий поодаль, потому что на всякое центростремительное находится центробежное. Четвертый Рим уже приютил весь выпуск, а век железный намертво вколотил свои сваи в нашу жизнь, проколол время стальными скрепками, а мы пытаемся нарастить на них свое слабое мясо, а они в ответ лишь ржавеют. Навсегда над нами гудит в промозглом ветру жестяная звезда Ленинских гор, спрятана она в лавровых кустах, кусты – среди облаков, а облака так высоко, что звезду не снять, листву не сорвать, прошлого не забыть, холодит наше прошлое мрамор цокольных этажей, стоит в ушах грохот дубовых парт, рябят ярусы аудиторий, и в прошлое не вернуться…

Уф. Это, правда, концовка одного моего рассказа, да только если это здесь не выкрикнуть, когда меня спрашивают, то когда же еще?

– А экономические науки – это тоже фальстарт? Пригодились ли вам полученные знания?

– Пригодились, конечно. Для начала надо сказать, что я работал несколько лет консультантом по экономике. Это, правда, было лихое время – и это были такие «немецкие консультанты с копытом», но если бы я экономике не учился, то никогда бы не написал пару книжек по истории советской промышленности, а это тема такая, что только держись! Причем послевоенная экономика, в отличие от, скажем, эпохи индустриализации, малоизучена. А я так вообще интересовался автомобилестроением – вот где царство мифов и народных легенд.

– В последнее время очень часто многие критики подаются в прозу (Курицын, Бавильский, Басинский и т. д.). Можно ли выделить их романы из общей массы по какому-то признаку (кроме, конечно, цеховой принадлежности авторов)?

– Мне кажется, что это не односторонний процесс. Поэты и прозаики радостно рвутся в бой на арене публицистики – всякое « немогумолчать » никогда не исчезало. И сейчас поэт Цветков пишет какие-то эссе, фантаст Лукьяненко ведет колонку во «Взгляде», Улицкая публикует эпистолярий с Ходорковским, да их много, примеров-то. Просто это пространство едино – не говоря уж о том, что мне кажется, что критики в традиционном понимании сейчас нет. Есть рецензирование и академическая филология. Вон, великий Немзер, вот он, наверное, последний критик – но все равно, он что-то вроде генерала Брусилова среди большевиков: эпоха сменилась. Критиком сейчас ошибочно называют человека, что пишет о книгах.

Итак, с терминологией какая-то каша. Термины замещены фамилиями.

Наверное, на «критиков-писателей» как-то должно влиять то, что они пишут, прочитав предварительно, и постоянно при этом читая, множество книг. Но вот сказать однозначно, упрощает ли это задачу писателя или усложняет – я не могу.

– Что потеряла русская литература в нулевые годы по сравнению с девяностыми? И что приобрела?

Есть очевидные потери и неочевидные (тоже касается и приобретений). Во-первых, резко уменьшились тиражи – и если раньше пятитысячный тираж казался жуткой неудачей, то теперь он, наоборот, многих устраивает. Ну и с толстыми журналами понятно что.

Приобрела литература, кажется, только Сеть. То есть, литература приобретала Сеть, сетевую коммуникацию все девяностые, и теперь в нулевые, без этого типа чтения и этого типа отклика уже никуда не деться.

Внезапно обнаружилось, что в сети полно писателей. Но сетевые графоманы оказались чрезвычайно скучны с их огромными романами и заунывными поэмами, выложенными на гигантских коллективных сайтах. Куда интереснее люди, занимающиеся своими делами – политикой, фотографией, врачеванием людей и животных. Они садятся за клавиатуру и рассказывают свои и чужие истории, и они придуманные или взятые из жизни, оказываются интереснее тех, что сделаны «как в литературе». Это не пресловутые «ударники», которых двигали в литературу лет восемьдесят назад, не документалистика, а просто умные люди, что связно выражают свои мысли. Им вовсе не сдалась сомнительная литературная иерархия, но это и есть настоящая литература.

Показательно, что в последний год нулевых, начался бум букридеров. Посмотрим, чем он кончится. Возможно, после нулевых все радикально изменится – посыпятся издательства, изменится сама структура продажи текстов. Авторское право начнет реформироваться.

Может, это убьет литературу, какую мы знаем. А, может, и нет.

В любом случае предсказание больших перемен – дело благодарное. Что там, через десять лет произойдет, непонятно, доживут не все, а сейчас слушатели чрезвычайно оживляются.

– Вы согласны, что центр тяжести литературной критики перемещается в блоги?

– Я бы так не сказал. Да, многие профессиональные рецензенты дублируют свои тексты в блогах, но основной шум там создает то, что называется «читательские отзывы». То есть это то, что раньше было «письмами в редакцию».

– Кто из коллег-критиков вам наиболее интересен и почему?

– Мне все интересны, со многими я дружу, так что никого выделять не буду. Тут ведь как я сказал, жизнь критики сейчас не та, что в X IX веке, и даже не та, что в XX . Объектом культурной полемики становится все – книга Пелевина, фильм «Аватар», ревизия результатов Второй мировой войны и нанотехнологии. И часто пишут об этом одни и те же люди.

– А как вы ответите на самый главный вопрос: «Зачем?» Зачем вы пишете? Для кого? Что есть в ваших произведениях, чего нет в терабайтах обрушивающейся на нас информации?

Это вы задаете не один главный, а четыре важных вопроса. При желании их можно превратить в десять важных вопросов. Или в двадцать.

Я отвечу лишь на частные – во-первых, мне очень хочется записать происходящее вокруг. Но я понимаю, что документалистика, сколько бы она не была удивительной, это не литература. Всегда хочется развить сюжет, додумать его, перевернуть с ног на голову. Тот же случай с известными литературными сюжетами: их не то четыре, не то двенадцать, не то тридцать шесть, но варьировать их можно бесконечно. Я вот сделал такую книгу «Птица-Карлсон» – ее можно назвать книгой пародий (Пародии ведь не нарушают авторского права, а я стараюсь никого не обидеть). Так вот там «человечек, похожий на Карлсона» оказывается то – Чичиковым, то Мефистофелем, то Карамазовым, а то – Гамлетом. И получается, что все эти сюжеты (даже так причудливо сочетаясь) описывают жизнь. И результаты эксперимента я должен записать и доложить.

Точно так же и со всем окружающим. У меня давно сложилась такая позиция свидетельствования. У меня и программный роман так называется – «Свидетель». Хороший роман, про девяностые годы как раз, я за него отвечаю.

– Вас посещают мысли о тщетности писательского труда?

Да меня ужас жизни посещает регулярно. Есть две такие цитаты: одна приписывается Ахматовой – «Нет бесстрашных людей, есть только люди с недостатком воображения», другая: «Летопись будничных злодеяний теснит меня неумолимо». Это уже из Бабеля.

С воображением у меня все нормально, и неумолимость я вижу четко. Наверное, есть некоторое количество людей, что надеются, что будет как в магазине: написал текст и мир улучшился ровно на такую же величину. А ничего этого не будет, мир будет по-прежнему прекрасным, жестоким и неприспособленным для счастья.

Но смысл сочинительства в сочинительстве. А вот на что жить – это великая тайна, пусть ее мне откроют.

– Может быть, с самого начала стоило заниматься только прозой?

Может. Но ведь проза совсем не то, что горячие пирожки. Путь ее к читателю труден, в этой атаке немногие тексты добегают до читательских окопов. Мне как-то передали посмертный привет от критика Агеева. Вернее, это был совсем не привет, а такая сердитая фраза: «Он был очень недоволен, что ты вместо того, чтобы писать свои книги, рецензируешь чужие». Я ужасно возгордился, но у меня есть оправдание – на художественную литературу было множество рецензентов, всяк норовил написать про Сорокина и себя показать. А я писал про словари и справочники, про мемуары и военную историю. Тут все впрок шло, это было такое, длиной в десять лет дополнительное образование. Сейчас вы спросите «зачем»? А затем. Познание мира нужно само по себе.

– Чем объясняется ваш интерес к массовой литературе и особенно фантастике?

Мне всегда было интересно, как делается формульная литература. Масскультом люди приличные брезговали, так что сразу было понятно, что вся философия и социология будет делаться там, а вовсе не в темах, заявленных приличными людьми.

А в фантастике в девяностые происходило множество интересных процессов – там все было интересно: от «Ночного дозора» до «Посмотри в глаза чудовищ» Лазарчука и Успенского. Потом приемы рассеялись: сейчас нет успешного писателя, не написавшего что-то с элементом фантастического. Самые востребованные сюжеты – именно фантастические – причем и в кинематографе и в литературе, и в массовой культуре, и в замкнутой элитарной.

Еще у фантастов было живое общение в Сети, конвенты-сходки, превратившиеся в вакхические праздники, девки пригожие... Возвращение в молодость и беззаботность. Как тут устоять?

Вот писать такую прозу, что можно было печатать под рубрикой «фантастика», я стал совсем по другим причинам. Потому, наверное, что я в жизни мистики не люблю, она вся там – в прозе. Вот представьте себе электрика из РЭУ, что ничего не починил, нарисовал пентаграмму на полу, зажег свечи, и ну бормотать, что во всем виновата ваша дурная карма… Гнать его взашей! А вот рассказ, что так начинается, может быть толковым. А уж как я люблю альтернативную историю!

– Над романом «Путевые знаки» витает дух Джеймса Джойса...

– Да там кто только не витает. Джойс выплыл у нас в разговоре потому, что там я счислял эпизоды по Гомеру – герои сперва прячутся во чреве коня, то есть Медного всадника в разрушенном Петербурге, переживают какие-то приключения, а потом отправляются в долгую дорогу домой. Действительно, один читатель написал «Мне понравилось, но не понравилось, что автор – плагиатор. Вот у него там герои встретили сумасшедшего одноглазого ракетчика, тот приютил их в бункере, а потом одного из них съел… Я это уже где-то читал». Знал бы он, что там все эпизоды такие, и не только из Гомера. Но я думаю, что все правы, и читатели масскульта, что хотят предсказуемого, и писатели, что пытаются протащить в «МакДональдс» пряники и оливье, это все на пользу делу.

Литература – это дело веселое. Сочинительство – это такое счастливое состояние. Это ощущение особенно важно в те времена, когда институт чтения как времепровождения исчезает.


Беседовал Михаил Бойко

http://exlibris.ng.ru/2010-02-11/2_berezin.html

 

© М.Е. Бойко