|
Так мы конструировали премию...
Фото Михаила Бойко |
Тот, кто хочет жить по-человечески, должен быть нонконформистом. Ральф Уолдо Эмерсон
Нонконформистами (то есть несогласными) называли представителей радикальных протестантских сект, отколовшихся от Англиканской церкви. Эмерсон, как мы видим, употреблял это слово уже в современном значении. Это значение, однако, крайне размыто.
Например, что такое контркультура, легко объяснить. Это совокупность художественных практик и стилей жизни, подрывающих существующие культурные нормы. А что такое нонконформизм?
Какая модель поведения является наиболее нонконформистской? Мне кажется, это все равно что спросить: «Какой шахматный ход самый лучший?» Не существует ответа на этот вопрос вне конкретной ситуации.
Примерно год назад я предложил такой критерий: «Нонконформизм – это готовность к борьбе, которая не обещает успеха» («Обнажение приема», см. «НГ-EL» от 10.03.11). Мне такой подход до сих пор нравится, но он дает сбои. Легко сконструировать фразу: «Нонконформист Андрей Чикатило был намерен умертвить всех подростков Ростовской области, хотя эта борьба и не обещала успеха…»
Другими словами, как исключить из числа нонконформистов обыкновенных девиантов? «Обыкновенный девиант» – это, конечно, оксюморон, но чем сложнее проблема, тем больше оксюморонов…
В замечательной книге «Бунт на продажу» Джозеф Хиз и Эндрю Поттер предложили с этой целью простой тест, а именно вопрос: «Что произойдет, если все будут делать это? Станет ли мир лучше и справедливее?» Легко убедиться, что и этот критерий дает осечки. Станет ли мир лучше, если все женщины будут носить мини-юбки? Головоломный вопрос! А ведь когда-то ношение мини-юбки было нонконформистским жестом.
Лично я склоняюсь к точке зрения, что существует некоторое множество нонконформистских стратегий, между которыми существует «семейное сходство» по Людвигу Витгенштейну. То есть любые две нонконформистские стратегии чем-то похожи, но не существует ни одного признака, общего всем элементам этого множества. Можно перечислить существующие нонконформистские стратегии, предложить пути конструирования новых нонконформистских стратегий. Но дать четкое определение нонконформизма и очертить границы этого понятия невозможно.
|
Сплошные оксюмороны...
Фото Михаила Бойко |
* * *
Вскоре после окончания первого сезона премии прозаик Роман Сенчин опубликовал статью под красноречивым названием «Тупиковая позиция» (см. «Литературную Россию» от 04.06.10). Там, в частности, говорится: «Но позиция Михаила Бойко, на мой взгляд, странна, тупикова, попросту непонятна».
Вот уж два года я размышляю над этой статьей. Пока бесплодно.
Во-первых, я не вижу в своей позиции ничего странного и непонятного, по-моему, она очень проста и математически выверена. Во-вторых, и это более важно, я в упор не вижу тупика. Премия, судя по всему, очень неплохо себя чувствует, а после 10 декабря 2011 года интерес к ней естественным образом подогрелся, поскольку особенность нынешней литературной, культурной и вообще социальной ситуации – это «запрос на нонконформизм».
Третий сезон – это очень важный символический рубеж для всякой премии. Тенденция к росту числа работ, присланных на конкурс, легко объяснима – это расходящиеся круги. В этом году резко увеличилась география конкурса за счет русского зарубежья: есть работы из США, Великобритании, Германии и других стран. Столь же резко возросла доля среди участников конкурса уже известных в литературном мире имен. Можно представить, в каком затруднении оказалось жюри.
Мне больше всего понравился текст Игоря Тимофеева под броским названием «Манифест Русской партии», в котором математически безупречным образом доказывается, что всех бессмертных душ человеческих ровным счетом 810 554 586 205. В самом деле, Бессмертная Душа Человеческая (БДЧ) – это «черный ящик», имеющий 1+12 каналов связи для духа. Таким образом, выстраивается иерархия из 12 ярусов. Каждый человек связан с одним человеком из вышележащего яруса и 12 «ближними» из нижележащего яруса. Число «узлов» в этой иерархии легко подсчитать – это сумма геометрической прогрессии со знаменателем 12 (апостольское число), а именно 810 554 586 205. Ну, а если мы знаем точное число всех бессмертных душ человеческих, сформулировать русскую национальную идею совсем легко… Я ровно 12 раз повторил математические выкладки на заседании жюри, но это не произвело ни малейшего впечатления на моих коллег. Игорь Тимофеев даже не вышел в финал.
Перечислю еще некоторых авторов, которые были очень близки к попаданию в список финалистов: Валерий Былинский, Ефим Гаммер, Евгений Герман, Станислав Иванов, Александр Красилов, Александр Люсый, Игорь Малинин, Ольга Погодина-Кузьмина.
P.S. Вручение дипломов финалистам, объявление лауреатов и церемония награждения состоится 16 мая в клубе «Улица ОГИ». А в номере «НГ-EL», который выйдет 17 мая, будут опубликованы фрагменты из лучших произведений, присланных на конкурс. Список финалистов премии в номинации «Нонконформизм-поступок»:
1. Платон Беседин. Зерна (цикл рассказов)
2. Елена Георгиевская. Книга 0 (сборник рассказов)
3. Александр Гриценко. Вы*бли (рассказ)
4. Юрий Каменский. Мистер Вильсон (цикл рассказов)
5. Инна Кириллова. Новый Гамлет (пьеса)
6. Елена Колядина. Зефирова в Москве (роман)
7. Максим Матковский. Не кладите трубку, вы выиграли гроб (цикл миниатюр)
8. Наталья Рубанова. А-эротические кошмаrtы (новеллы)
9. Игорь Сид. Коварные крымцы (стихи)
10. Петр Тынов. Периодический шум в области модуля памяти (стихи)
11. Александр Чанцев. Родители по фамилии СССР (цикл статей)
12. Черный Георг. Введение в теорию психоделики (монография)
13. Наталья Якушина. Фенгофобия (пьеса)
http://exlibris.ng.ru/2012-04-26/1_final.html |