Header image

 

 

 
 

ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Лауреатам премии «Нонконформизм-2011» вручены награды
«НГ Ex libris», # 21 от 16 июня 2011 г.


Лауреат Алексей Цветков – прирожденный трибун...
Фото Александра Дорофеева

Наградили, как всегда, не тех. Кто-то в этом уверен. Не будем спорить. Хотя премиальный процесс и брюзжание идеально дополняют друг друга.

Победители культурно-просветительской премии «Нонконформизм» были объявлены 9 июня на торжественной церемонии, состоявшейся, как и в прошлом году, в клубе «Улица ОГИ».

Лауреатом в номинации «Нонконформизм-поступок» стал Алексей Цветков (мл.) за повесть «Сообщения». Цветкова давно знают как левого общественного деятеля и прозаика. Не будем путать премии «Нонконформизм» и «Дебют». Разные задачи. Если говорить о Цветкове, то это как раз тот случай, когда писатель глубже, шире и интересней адепта левой идеи.

Герои повести Цветкова, как легко догадаться, левые интеллектуалы. Но вчитаемся в одно из «сообщений»: «Наша уникальность состоит в том, что мы – первое: знаем, что мы не боги. И второе: не согласны с этим мириться. Такими живыми парадоксами нас задумал Создатель. Для чего? Для осуществления важнейшей миссии, которая поручена человеку. Эта миссия сформулирована во всех эзотерических учениях, и она проста – полная отмена реальности. Человек может и должен стать равным Создателю только однажды, если превратит в ничто все его творения и самого себя, вернет ситуацию к тому моменту, когда ничего нигде не существовало. Бог создал нас как инструмент для этой уникальной работы. Ради этого мы перестали быть пещерными дикарями и начали цивилизацию-культуру-технологию. Поэтому всякий верующий человек – это несогласный со своей слабостью и ее следствиями. И поэтому мы верим в прогресс. Прогресс – это единственный способ создать в будущем машину по упразднению всего».

Что это? Изложение гностической доктрины? Пересказ проекта Эдуарда фон Гартмана по упразднению мира? Иллюстрация к недавнему разговору автора этих строк с Екатериной Дайс о «гностицизме в современной литературе» («Демиург и шоры в нашем сознании», см. «НГ-EL» от 09.06.11)?

Цитата, конечно, подобрана умышленно, но синтез гностицизма и левой идеи побуждает дочитать повесть до конца.

Лауреатом в номинации «Нонконформизм-судьба» решением жюри стал Игорь Яркевич с формулировкой «за новые типы прозаического мышления, стиля и языка». Скажем проще. Яркевича можно узнать по двум-трем фразам. И в этом его отличие (и еще нескольких писателей 90-х годов) от литературной саранчи нулевых.

Современный мейнстрим в его двух изводах (коммерческом и толстожурнальном), по сути, стерилен. Это традиционный нарратив, убогий внешний мимесис. Авторы почти не различаются языком – они различаются рассказываемыми «историями». Язык может быть насквозь примитивен или метафорически насыщен – это не имеет никакого значения. Кажется, что все эти «истории» сочинены одним чудовищно плодовитым рассказчиком, овладевшим несколькими повествовательными манерами или «техниками» (слово «стиль» здесь не подходит).

Лауреат Игорь Яркевич испытывает сложные чувства...
Фото Марины Образковой

Главное произведение Яркевича – это сам Яркевич как повествователь с особым, немного утрированным и обедненным мышлением, стилем и языком. «Обедненный» язык Яркевича-персонажа примитивней и оттого выразительней, рельефней, характерней языка Яркевича-человека, носителя обыденной речи. Быть может, это роднит прозу Яркевича с фельетоном, хотя это очень дальнее родство.

Основной прием Яркевича – всевозможные разновидности повторов. Персонаж произносит какое-то слово и уже не может от него отвязаться, навязчиво обсасывает, перекатывает во рту как карамель – до полного абсурда. Можно позаимствовать в психологии термин «персеверация речи» – «застревание» в сознании человека одной какой-нибудь мысли, одного несложного представления и неоднократное, монотонное их повторение. Тогда у Яркевича-рассказчика – персеверация с некоторым варьированием навязчивой темы и постмодернистским обыгрыванием штампов. Но даже если это короб чепухи, давайте признаем: так до Яркевича не писали.

А я приведу пример, но не из рассказа Яркевича (один из них опубликован в сегодняшнем номере), а из воспоминаний о Егоре Радове:

«Он жил на той стороне сознания. На этой ему было скучно. На той стороне ему было интереснее. Что он узнал и увидел на той стороне, он рассказал в своих книгах. Это был принципиально новый опыт для русской литературы. Опыт, который русская литература категорически не приняла. Русская литература осталась на этой стороне.

Но о многом, что происходит на той стороне, он не рассказал. Это он уже унес с собой.

Егор, прости нас – официозных, желтых, гламурных, глянцевых, виртуальных, криминальных, офисных, политкорректных, политизированных, ангажированных, кремлевских, прокремлевских, оппозиционных, коррумпированных, олигархических, радикальных, патриотических, прозападных, гомосексуальных, травестийных, форматных, неформатных, мейнстримных, арт-хаусных, статусных, лузерных, тусовочных, медийных, спортивных, вялых, задроченных, газетных, журнальных, литературных, телевизионных, радийных, кинематографических, театральных, музыкальных, галерейных – всех тех, кто не захотел узнать, что же там, на той стороне сознания.

Прощай, Егор. И прости» («Егор Радов не был похож на писателя», см. «НГ-EL» от 12.02.09).

Вот они «новые типы мышления, стиля и языка» Яркевича – с характерными застреваниями, вязкостью, повторами, персеверацией, обсессиями и т.д. Однако как точно, тепло и не затерто сказано о новаторе, лидере русской психоделической прозы Егоре Радове (1962–2009).

Мария Радова демонстрирует диплом отца
Фото Михаила Бойко

Речь о Радове зашла не случайно. К сожалению, его уже не было в живых, когда зародилась премия «Нонконформизм». Иначе, без сомнения, он был бы в числе первых лауреатов.

В этом году решением жюри лауреатом премии «Нонконформизм» в специальной номинации стал Егор Радов (посмертно). «Издательство Независимая газета» приступило к изданию последнего романа Егора Радова «Уйди-уйди» (2007) – законченного, но, к всеобщему стыду, до сих пор не опубликованного. Пробуждение интереса к наследию Егора Радова – важная задача, если мы не хотим потом сетовать еще об одном «прозеванном гении» масштаба Сигизмунда Кржижановского.

Сегодняшний номер почти целиком посвящен победителям премии «Нонконформизм-2011». К сожалению, оказалось невозможным представить произведения всех финалистов в одном номере даже в виде небольших фрагментов. Поэтому мы продолжим публикацию работ финалистов в следующих номерах.

Второй сезон культурно-просветительской премии «Нонконформизм» закончился.

Эксперимент продолжается…


http://exlibris.ng.ru/2011-06-16/1_experiment.html

 

© М.Е. Бойко