|
Ракурс – это полдела...
Фото Михаила Бойко
|
Их было шестеро: Алина Витухновская, Евгений Лесин, Александр Никонов, Егор Радов, Алексей Цветков (мл.), Игорь Яркевич. Теперь их девятеро.
По странному совпадению лауреатами этого года в главных номинациях стали финалисты первого сезона премии. Это, в частности, доказывает, что, пока премия живет и развивается, диплом финалиста – это не такая бесполезная бумажка, как можно заключить.
Лауреатом в номинации «Нонконформизм-поступок» стала Наталья Рубанова за цикл новелл «А-эротические кошмartы». Рубанова одна из тех писателей, кто все еще работает с фразой на микроуровне, изучает квантовые эффекты стиля, бесконечно разнообразит приемы. Предложения превращаются в треки элементарных частиц, которые так выделяются на фоне господствующего стерильного нарратива. Александр Генис полагал, что нарратив в духе «Иван Петрович встал со скрипучего стула и подошел к распахнутому окну» умер. Но стул Ивана Петровича по-прежнему скрипит.
Лауреатом в номинации «Нонконформизм-судьба» решением жюри стал Зуфар Гареев с формулировкой «за разработку новых прозаических форм и повествовательных техник». Как бы не так! Премия «Нонконформизм» по своему замыслу вручается не только и не столько за тексты. Конечно, Гареев удостоился награды как личность полулегендарная. В том числе и за свой уход из литературы в середине 90-х. Уход своевременный, всамделишный, без кармазиновских соплей.
В интервью, опубликованном в этом номере, Гареев ссылается на чьи-то слова о том, что фильмы Тарантино, братьев Коэнов, Ларса фон Триера, Педро Альмодовара – это лучшая проза, написанная в XX веке. Это действительно замечательная «проза», но есть проза получше. Это жизненные траектории выдающихся людей, для которых собственная жизнь – это главное их произведение, opus magnum.
Можно вспомнить о таком понятии, как locus nascendi, место зарождения. Будучи изъята из своего locus nascendi и перенесена в другую обстановку, всякая вещь или личность превращается в другую вещь или личность. Вот как поясняет эту мысль Якоб Морено в «Психодраме»:
«Так, «Давид» Микеланджело в его locus nascendi является подлинным «Давидом» Микеланджело. Помещенный в музей, он не является подлинно самим собой. Это одалживание себя составу другой «вещи» – музея. Теперь это одна из «вещей», входящих в состав музея. Подобным образом лилия в руке женщины не является больше самой лилией, а становится декоративным продолжением руки, женского тела. <…>
Каждая вещь, форма или идея имеет локус, который является наиболее адекватным и подходящим для нее и в котором она имеет идеальное, наиболее совершенное выражение своего значения».
Премия не является идеальным локусом для нонконформизма. Дикорастущие нонконформисты заведомо интересней гибридов из унавоженных оранжерей.
|
Локус нонконформизма...
Фото Михаила Бойко
|
Но именно то, что премия «Нонконформизм» основана на парадоксе, оксюмороне, логическом противоречии (см. статью «Обнажение приема», «НГ-EL» от 10.03.11), служит ее оправданием и делает ее столь привлекательной. А завистники могут твердить, что нонконформизм – алиби неудачников.
К счастью, лауреаты и финалисты премии «Нонконформизм» одалживают себя всего на один вечер, когда в клубе «Улица ОГИ» вручаются награды. И возвращаются в свое дикорастущее состояние.
Лауреатом в специальной номинации стал поэт и художник Михаил Сапего. Но премией «Нонконформизм-2012» отмечена его издательская деятельность. В мае этого года отмечает 17-летие возглавляемое им издательство «Красный матрос». Без преувеличения можно сказать, что событие это для российского книжного мира уникальное. Упорство издателя Михаила Сапего восхищает. «Красный матрос» – долгожитель среди маленьких издательств.
История проекта началась с выпуска книг объединения художников «Митьки», официальным органом которого «Красный матрос» был с самого начала. Здесь некогда вышли давно ставшие культовыми произведения Владимира Шинкарева «Митьки» и «Максим и Федор», стихи Дмитрия Шагина, сборники Андрея «Фила» Филиппова и Василия Голубева, пьесы и стихи одного из основателей группы «Аквариум» Анатолия «Джорджа» Гуницкого, повесть Бориса Гребенщикова «Иван и Данило» с иллюстрациями Александра Флоренского, рассказы еще одного героя питерского рок-н-ролла Владимира Рекшана, первые книги сейчас уже известных московских поэтов Андрея Родионова и Всеволода Емелина, несколько сборников стихов Мирослава Немирова, необычайно веселые книги Олега Попова и Владимира Белоброва… Интересна серия сборников фольклора ХХ века – «ПРО…». Тут есть народные байки и реальные документы и про Ленина, и про Чапая, и про Северный полюс, и про шпионов, и про уничтоженный стадион имени Кирова. В серии репринтных изданий «Обрыдалово» – перепечатки рукописных песенников девочек, живших в 30-е годы.
Михаил Сапего последовательно фиксирует и сохраняет для историков будущего объекты повседневной культуры первой половины ХХ века. Он находит малоизвестных художников-примитивистов и оригинальные документы прошлых десятилетий. Книги выходят мизерными тиражами в 500–1000 экземпляров. Но этого хватает, что сохранить то, что называется «уходящей натурой».
При этом каждая книга «Красного матроса» – это произведение издательского искусства. Сапего тщательно подбирает к текстам иллюстрации, находит среди своих друзей художников. Он сам привозит свои издания на книжные фестивали и ярмарки и сидит за прилавком, с любовью рассказывая о каждой из своих книг.
За 17 лет вышло более двух сотен книг, были музыкальные и художественные проекты. Издательская деятельность Михаила Сапего, по его собственному признанию, часто напоминала езду на велосипеде: остановишься – упадешь.
Номер «НГ-EL», который вы держите в руках, почти целиком составлен из произведений, присланных на конкурс премии «Нонконформизм-2012». Из финалистов третьего сезона не представлены только Елена Георгиевская, Елена Колядина, Игорь Сид, Александр Чанцев – чьи произведения опубликованы или даже вышли отдельными книгами.
Хочется выразить благодарность всем, кто помог в организации церемонии награждения премией. Отдельная благодарность Вадиму Эпштейну за премиальный ролик и видеоряд, а также культуртрегерам Даниле Файзову и Юрию Цветкову.
Третий сезон культурно-просветительской премии «Нонконформизм» позади. Эксперимент продолжается.
http://exlibris.ng.ru/2012-05-17/1_alibi.html |