Header image

 

 

 
 

Я СТАРАЮСЬ ВЫСКАЗЫВАТЬ НЕПОПУЛЯРНЫЕ МНЕНИЯ
Беседа с Михаилом Бойко (2)
«hrono.ru», май 2010 г.


Фото Елены Рыковой (НГ-фото)

Бойко Михаил Евгеньевич (р. 1979) – литературный критик, журналист, философ. Окончил физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (2001). Работал инженером в Российском научно-исследовательском институте Космического приборостроения (2004–2005), редактором отдела публицистики еженедельника «Литературная Россия» (2006–2007). С 2007 года сотрудник «Независимой газеты», сначала обозреватель, а затем – заместитель ответственного редактора литературного приложения к «Независимой газете» «Ex Libris». Автор книги «Диктатура Ничто» (М.: Литературная Россия, 2007). Член Союза писателей Москвы.

– Добрый день, Михаил Евгеньевич. Известно, что Вы учились на физическом факультете МГУ. Почему же вы решили заняться литературой и литературной критикой?

– Когда я заканчивал физфак, у меня не было перспективы устроиться на работу по специальности. К тому же вскоре меня призвали в армию. После завершения воинской службы я в течение года работал инженером в Российском научно-исследовательском институте космического приборостроения. Однако то, чем я занимался там, мне не нравилось – я все-таки не инженер, а физик. В конце концов, я уволился из института и стал думать, чем бы мне заняться. Главную роль в моем решении начать литературную деятельность сыграло то, что у меня к тому времени накопился довольно солидный читательский опыт. Тогда же я начал писать статьи для нескольких изданий. Через какое-то время, сменив пару мест работы, я оказался в «НГ Ex libris», где работаю уже не первый год. Вот так все сложилось.

– В каких изданиях вы работали ранее?

– В «Литературной России»…

– Скажите, пожалуйста, что вы думаете о современной периодике?

– Я считаю, что нужно отдельно говорить о журналах и отдельно – о газетах. Газеты, как вы сами понимаете, отличаются быстротой реагирования на какие-либо изменения в литературе; в журналах же план составляется на три-четыре месяца вперед, отсутствие оперативности компенсируется глубиной анализа. Я занимаюсь именно газетной журналистикой, у нее своя специфика: во-первых, скорость, во-вторых, краткость. В отличие от журнала, в газете нельзя растекаться мыслью по древу, необходимо предельно сжато выражать свои мысли. При этом газетная журналистика иногда прощает беглость и поверхностность суждений, поскольку у газетного журналиста мало времени для рефлексии.

– Могли бы Вы назвать современных критиков, чьи статьи считаете достойными внимания?

– Мне не хочется называть критиков, которые и так на слуху. А называть тех, кто никому не известен, тоже не имеет смысла: их очень много. Вообще, я считаю, что критиков нужно рассматривать с точки зрения издания, в котором они печатаются. Допустим, я работаю в «НГ Ex libris», в «Литературной газете» печатается критик Лев Пирогов и так далее. Есть еще несколько человек, заслуживающих большого внимания, хотя они частично отошли от критики –  Вячеслав Курицын, Дмитрий Бавильский…

– Скажите, какие произведения современной литературы составляют круг Вашего чтения?

– Это довольно узкий сегмент литературы. Меня привлекают экспериментальные, новаторские, авангардные течения, потому что я считаю, что зарождение нового происходит именно там. Заниматься классическими, устоявшимися направлениями мне как литературоведу и исследователю не очень интересно. Я стараюсь примечать все, что связано с необычной подачей материала, эпатажем, броскостью, позой, вызовом общественному мнению.

– Назовите, пожалуйста, конкретных авторов.

– Таких авторов очень много. Например, в последнее время я занимаюсь изучением творчества недавно скончавшегося писателя Егора Радова, сына поэта Риммы Федоровны Казаковой. Этот автор был очень известен в девяностые годы. Он страдал сильными депрессиями, лечился от наркотической зависимости… На мой взгляд, его произведения совершенно не оценены. Надеюсь, что мои исследования, посвященные творчеству Радова, выльются в отдельную книгу.

Много таких авторов; если я назову два-три имени, у вас сложится искаженное представление. Надо называть сразу десяток или двадцатку.

– Ваша манера выступления, видимо, тоже связана с увлечением всем неординарным и новаторским?

– Да, действительно, мною специально выбрана такая резкая манера. Я стараюсь высказывать непопулярные мнения.

– А что вы можете сказать о своих книгах «Диктатура  ничто» и «Метакритика метареализма» в контексте современной литературы?

– Они вышли очень маленькими тиражами, как и большинство литературоведческих и филологических книг. В них с полемической целью излагаются довольно проблематичные, парадоксальные мысли. У меня нет устоявшихся критериев, подходов. Я постоянно испытываю их на практике – более или менее успешно. Книги скорее фиксируют мое понимание данного вопроса, нежели являются каким-то вкладом в литературоведение и так далее.

– На вашем официальном сайте указан адрес электронной почты. Что Вы думаете насчет обратной связи с читателем?

– Если кто-то о чем-то меня спрашивает, я всегда готов пойти навстречу. Разумеется, мне  особенно интересны люди, занимающиеся сходной тематикой. Я очень редко пишу о лауреатах современных литературных премий, потому что это мэйнстрим. Конечно, там есть очень достойные и талантливые авторы, но… все определяется теми задачами, которые я перед собой ставлю.

– И напоследок, что вы посоветуете читать нашим студентам?

– Читайте «НГ Ex libris». Там не только я печатаюсь.


Беседовали Анна Даньшина и Наталья Чиркова

http://www.hrono.ru/proekty/parus/boyko1210.php

 

© М.Е. Бойко