Header image

 

 

 
 

ПО ОБЕ СТОРОНЫ НИЛА
Кто руководил богами в Древнем Египте?
«НГ Ex libris», # 39 от 20 октября 2005 г.


Аркадий Демидчик. Безымянная пирамида: Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии.
– СПб.: Алетейя, 2005, KOLONNA Publications, 2005. – 272 с .

В начале времен Солнце установило благой порядок взаимодействия всех вещей и богов. В дальнейшем поддержать установленный порядок почему-то можно было только регулярными жертвоприношениями. Строить храмы и снабжать пищей жертвенники было задачей Младшего Солнца – египетского царя. Надо признать, что к своим прямым обязанностям фараоны относились с достойным подражания рвением – из всех стран древнего мира Египет имел наибольшую плотность храмовой застройки.

Египетские цари, как известно, не были просто верховными жрецами, но существами, наделенными сверхъестественным даром управлять богами посредством ритуальных действий. Они зачинались от самого Солнца и лишь казались сыновьями своих реальных отцов. Их роль в мироздании превосходила роль большинства богов. Собственно, фараоны только и удерживали мир от катастрофы. А помогали им в этом древние египтяне – человеческая «посуда» с гончарного круга бога Хнума.

Египтян завораживало, что пригодная для жизни человека земля образовывала тонкую ленту вдоль русла Нила: несколько сот метров по обе стороны от русла. Граница между плодородной почвой и раскаленными песками была столь резкой, что ее можно было перешагнуть. В Долине всегда дул северный ветер, а небо всегда было чистым. Все, что располагалось за этой границей, было «Пустыней», где за редким исключением «цивилизованное» существование невозможно. Там и ветер дул непредсказуемо, и небо было затянуто облаками.

При III - IV династиях чрезвычайно благоприятная экологическая обстановка, очевидный прирост экономического и культурного потенциала Египта стали казаться несомненными доказательствами действенности исполняемых государями богослужений. Ни в какой стране древности представление о царской власти, как один из элементов надстройки, так активно и систематически не внедрялся в структуру и динамику базиса. В XXII веке до н.э., однако, оказалось, что у Солнца есть «сыновья», лишенные соответствующего чудесного дара. В результате уменьшения стока и снижения разливов Нила пространство самых плодородных пойменных земель сократилось примерно вдвое, ирригационные системы пришли в негодность. Контроль над страной был утрачен, усилилось проникновение скотоводческих племен. Столица Древнего царства Мемфис пришла в такое запустение, что затем ее придется заселять принудительно.

Первый переходный период – наименее изученный в истории Египта. В труде «отца египетской истории» Манефона ( III в. до н.э.) ему соответствуют IX и X династии, или «царский дом Хети» с резиденцией в Гераклеополе. Авторитет этой династии был низок, а власть ее была чисто номинальной. Тем больше Гераклеополиты прилагали усилий, чтобы умилостивить богов и восстановить естественный порядок вещей, благодаря чему остались в памяти как самая набожная династия. Правда, первый Гераклеополит отличался свирепостью и был сожран крокодилом, но зато последующие прославились своим благочестием, а один после многовекового перерыва даже возвел себе пирамиду, причем смог обойтись без святотатственного выламывания камня из гробниц предшественников.

Прежде чем Гераклеополиты уступили более энергичным и харизматичным Фиванцам (XI и XII династии), они освежили камни жертвенными возлияниями и преумножили дары, заложив тем самым основу для возрождения Египта. Выражаясь современным языком, они создали новую государственную доктрину, в которой нашлось место и пониманию независимости «Пустыни» и некоторому уважению к человеческой «посуде». Фактически речь шла о добровольном ограничении царского самовластья почитаемыми среди египтян моральными и правовыми нормами.

В центре многолетнего исследования одного из крупнейших отечественных египтологов Аркадия Евгеньевича Демидчика единственный в своем роде документ Гераклеопольской эпохи – «Поучения Гераклеопольского государя царевичу Хетти, будущему царю Мерикара», отражающий глубокие перемены этого времени в египетских представлениях о царской власти. Это также первое известное наставление египетского царя своему наследнику. Перевод тракта с детальными комментариями прилагается.

Книга отрывает новую серию издательства «Алетейя» – «Aegyptiaca», так в античной традиции именовались трактаты, посвященные Египту. Именно под этим названием известен труд Манефона. Книга снабжена научным аппаратом, ссылками на источники, все имена собственные сопровождаются латинской транслитерацией, что при некотором навыке нисколько не мешает увлекательному чтению.


http://exlibris.ng.ru/2005-10-20/7_nile.html

 

© М.Е. Бойко