Header image

 

 

 
 

ЧТОБЫ НЕ РАССТАТЬСЯ С ДЕНЬГАМИ
Идите далеко, оставайтесь долго, смотрите вглубь
«НГ Ex libris», # 36 от 23 сентября 2010 г.


БУДЕТ КАК ВСЕГДА

Кармен Рейнхарт, Кеннет Рогофф. На этот раз все будет иначе/ Пер. с англ. Д.Стороженко.
– М.: Карьера Пресс, 2010. – 528 с.

Хотя книга на треть состоит из таблиц, читается она на одном дыхании. Уж очень злободневная тема – количественный и исторический анализ кризисов за последние 800 лет.

Люди пребывают в неведении, пишут авторы, что финансовые кризисы случаются столь часто. Это неудивительно, поскольку «часто» может означать один раз в столетие или чуть более. Отсюда рождается высокомерное заблуждение, что финансовые кризисы – это то, что случается с другими людьми, в другие времена и в других местах. Снова и снова политики, инвесторы и пресса повторяют истории типа «на этот раз все будет иначе», твердят о том, почему, несмотря на огромное накопление внешнего и внутреннего долга и рост цен на активы, совершенно не о чем беспокоиться, «деревья могут расти до Луны». Кстати, многие кризисы (такие как в Японии в 1992-м и в Испании в 1977-м) оказались настолько продолжительными и глубокими именно из-за долгого отрицания проблемы.

Книга концентрируется на двух формах кризисов: кризисах суверенного долга и банковских кризисах. Кризисы суверенного долга остаются хронической болезнью главным образом развивающихся рынков и редко затрагивают экономики, которые сегодня характеризуются как «продвинутые». Банковские кризисы, напротив, остаются регулярной проблемой везде. Они являются угрозой, которая в равной степени поражает богатые и бедные страны, причем сходным образом.

Одна из глав посвящена нынешнему финансовому кризису. В нулевые годы синдром «на этот раз все будет иначе» был связан с убеждением в непобедимости современных монетарных институтов. Однако и на этот раз все было как всегда. Авторы обнаружили, что после начала кризиса 2007 года цены на активы и другие стандартные индикаторы кризиса падали в Соединенных Штатах и в других странах, точно следуя траекториям, проложенным историческими предшественниками.

Урок истории заключается, по мнению авторов, в следующем: «Точно так же, как отдельный человек может стать банкротом независимо от того, насколько богатым он был прежде, финансовая система может пережить коллапс под давлением жадности, политики и жажды прибылей независимо от того, насколько хорошо, по мнению окружающих, она регулируется. Изменились технологии, изменился рост людей, изменилась мода. Однако способность правительств и инвесторов вводить себя в заблуждение, отдаваться взлетам эйфории, которая обычно заканчивается слезами, кажется, остается неизменной».

ДЕНЕЖНАЯ МАШИНА

Елена Чиркова. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор.
– М.: Кейс, 2010. – 190 с.

Книга представляет собой анализ супербестселлеров по инвестированию, таких как «Путь черепах: из дилетантов в легендарные трейдеры» Куртиса Фейса, «Путь к финансовой свободе» Бодо Шеффера, «Как я заработал 2 миллиона долларов на фондовом рынке» Николаса Дарваса, «Заработать миллион может каждый» Мортона Шульмана, «Университеты биржевого спекулянта» Виктора Нидерхоффера и других. По мнению Елены Чирковой, эти книги уже помогли многим доверчивым читателям расстаться со своими сбережениями и, без сомнения, будут подталкивать к этому и впредь. Взяв на себя труд проанализировать конкретные рекомендации, содержащиеся в этих «пособиях» по инвестированию, исследовательница обнаружила, что в лучшем случае они пусты и сумбурны, а в худшем случае – теоретически неверны и социально опасны.

Как правило, авторы этих книг стараются убедить, что если вы вложите деньги в акции, то получите доход практически автоматически. Скажем, авторы нашумевшей книги «Доу 36 000: новая стратегия заработка на предстоящем росте фондового рынка» Джеймс Глассман и Кевин Хассетт на полном серьезе утверждают: «Рынок – это денежная машина. Всуньте в нее доллары с одного конца, получите эти же доллары и прибавку с другого конца». Конечно, пока рынок растет, удача может улыбаться даже непрофессиональным инвесторам, но… Задача шарлатанов показать, что никаких «но» не существует, что «на этот раз все будет иначе». Вот как это делают Глассман и Хассетт: «С начала 1980-х произошло два значимых изменения: во-первых, инвесторы стали понимать – благодаря лучшим исследования и образованию, – что акции не такие рисковые, как они думали <…> И во-вторых, акции стали менее рисковыми из-за положительных изменений в государственной политике и в том, как корпорации ведут бизнес».

О том, какое количество людей подобные книги сбили с толка, можно судить по разбросу оценок на форумах, посвященных этим книгам. До очередного потрясения на финансовом рынке преобладают восторженные отзывы, затем характер высказываний меняется на противоположный.

Зачем же все новые и новые «финансовые гуру» подталкивают непрофессиональных инвесторов к инвестициям? Чиркова отвечает на этот вопрос так: «Профессионалам нужны непрофессиональные инвесторы для того, чтобы было кого обыгрывать, ведь фондовый рынок – это машина для перераспределения богатства от «чайников» к специалистам. (Как выразился один автор книг на финансовые темы, на фондовом рынке действуют быки, медведи… и индюки.) И даже если бы профессионалы и непрофессионалы сражались на равных, первые все равно остались бы в выигрыше за счет всевозможных комиссий. Брокерской конторе не столь важно, заработал или потерял ее клиент: куда бы ни пошли акции, комиссия за сделку всегда при ней. «Отъем денег» через фондовый рынок происходит по доброй воле игроков, так же как и в казино. Знаете, как в серьезной западной финансовой литературе трактуется проигрыш в казино? Это единственный налог, который граждане платят с удовольствием! И налог этот называют налогом… на глупость».

 

ДЕРЗОСТЬ И НАХАЛЬСТВО

Дэн Сенор, Сол Сингер. Нация умных людей. История израильского экономического чуда.
– М.: Карьера Пресс, 2010. – 336 с.

Одна из глав книги начинается с анекдота. Четыре парня стоят на углу улицы – американец, русский, китаец и израильтянин. Репортер подходит к ним и спрашивает: «Извините, каково ваше мнение о нехватке мяса?»

– А что такое «нехватка»? – говорит американец.

– А что такое «мясо»? – говорит русский.

– А что такое «мнение»? – говорит китаец.

– А что такое «извините»? – говорит израильтянин.

По мнению авторов, основа израильского экономического чуда – национальная особенность, обозначаемая словом, позаимствованным современным ивритом из идиша, – «хуцпа». Согласно еврейскому ученому Лео Ростену, автору пособия по идиш, оно означает: «Дерзость, бесстыдство, нахальство, исключительная сила воли, самоуверенность плюс высокомерие… Ни в одном другом языке нет аналога, полностью передающего значение этого слова». Сторонний наблюдатель, считают авторы, может видеть проявления хуцпа в Израиле повсюду – в том, как студенты университета разговаривают со своими профессорами, как сотрудники бросают вызов своему боссу, как сержанты задают вопросы своему генералу и как клерки предсказывают то, что скажут министры правительства. Однако для израильтян это не дерзость, а способ бытия. Всю жизнь, по ходу дела – дома, в школе или в армии – израильтяне учатся тому, что самоуверенность – это норма.

Кстати, армия упомянута не случайно. В 18 лет израильтяне идут служить в армию минимум на 2–3 года. Если они не продолжают служить в армии после этого, то, как правило, поступают в университет. Процент израильтян, которые идут учиться в университет после армии, громаден по сравнению с другими странами. Служба в армии взращивает совершенно особый тип связей, которые длятся всю жизнь. Приобретя боевой опыт, израильтяне оказываются лучше подготовленными к созданию новых компаний и ведению бизнеса в самых сложных ситуациях, полагают авторы.


http://exlibris.ng.ru/2010-09-23/3_dengi.html

 

© М.Е. Бойко