Header image

 

 

 
 

ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ ЗДРАВНЕВА
Или как Илья Репин подружил братские народы
«Независимая газета», 13 августа 2009 г.


На верху башни Репин планировал установить телескоп...
Фото Михаила Бойко

Плохой журналист начал бы так: Витебск – третий по численности населения город Белоруссии. Я начну еще хуже: Витебск расположен в месте слияния двух рек – Западной Двины и Витьбы. Именно от гидронима «Витьба» происходит название города. Это все равно, как если бы Москва называлась Яузск. Те, кто видит маленькую Витьбу (см. фото), удивляются, что она вообще могла подарить какому-то населенному пункту свое имя.

Из-за большой ширины Западная Двина выглядит очень полноводной, но это обманчивое впечатление – река неглубока. Некогда по Западной Двине пролегал важный отрезок пути «из варяг в греки». Много проблем для торговцев создавали многочисленные пороги из доломита. Они и по сей день мешают судоходству. Сегодня река практически не используется для перевозок. Но еще в позапрошлом столетии на ней кипела жизнь. Так, в письме Татьяне Львовне Толстой от 10 июня 1892 года художник Илья Репин писал: «На Двине очень весело... Мимо часто проходят лайбы с огромными парусами, величественно проходят вверх против течения; часто их тянут бурлаки, партиями от 4 до 11 человек. Вниз по течению они проносятся быстро, как пароход, наполненные лесом, камнем и какими-то отчаянными головорезами, страшными лайбашниками, которых тут все боятся. Пользуясь быстротой реки, они отпускают остроты моим труженикам и улетают к Витебску».

Речь о Репине зашла не случайно. Витебск известен как родина Марка Шагала и город, в котором длительное время работал Казимир Малевич. Но связан он не только с выдающимися художниками-авангардистами начала XX века, но с «генералиссимусом» русской реалистической школы живописи – Ильей Ефимовичем Репиным (1844–1930). Когда в 1891 году Александр III приобрел у Репина картину «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» за рекордную по тем временам сумму 35 тыс. руб., Репин получил возможность приобрести для своей семьи усадьбу, расположенную примерно в 16 километрах от Витебска вверх по течению Западной Двины. Вместе с усадьбой были куплены стадо скота, лес, огороды и полевые пахотные земли – всего более 100 десятин.

Витьбу можно перепрыгнуть...
Фото Михаила Бойко

Художники, как известно, любят давать вещам свои имена или переименовывать их. Город Витебск Репин почему-то называл Толедо, насыпной холм, на котором работал, – Монблан, а для усадьбы он придумал новое название – Здравнево (расположенная поблизости деревня называлась Дровнево).

Начало 1890-х годов – это время творческого кризиса художника. Он остро нуждался в отдыхе. В первые годы владения усадьбой Репин «по уши окунулся в животную жизнь», занимался севом, косьбой, укреплял по собственной технологии размываемый берег реки. Технология эта утрачена, но, судя по одному из рисунков, им была возведена каменная перегородка между рекой и берегом. Все первое лето прошло под знаком большой, неустанной работы в новой усадьбе. Здание усадьбы по эскизам и чертежам Репина было надстроено экзотической башней с зубцами, балконом и террасой.

Репин провел в Здравневе восемь летних сезонов (1892–1900). За это время он создал более 40 картин и рисунков, в том числе «Осенний букет» (портрет своей дочери Веры), «Дуэль», «Охотник», «Барышни на прогулке среди стада коров», «Лунная ночь», «Белорус», «На Западной Двине. Восход солнца» и другие. Здесь умер его отец и был похоронен на кладбище неподалеку. В дальнейшем в усадьбе проживали члены его семьи, а сам Репин обосновался в усадьбе Пенаты на территории Финляндии.

После революции в усадьбе расположилась школа, в которой преподавала дочь художника – Татьяна. В 1930 году близкие Репина покинули усадьбу. Дом растащили на дрова местные жители. Остался только фундамент из бутового камня, а из других построек – подземная часть погреба.

Самый удобный мольберт...
Фото Михаила Бойко

В 1989 году здание репинской дачи было восстановлено, и в нем открылся Музей Ильи Репина. Воссоздана планировка усадьбы, по сохранившимся эскизам отстроен дом, было закончено его восстановление. Но в феврале 1995 года здание музея-усадьбы было уничтожено пожаром. Белорусское правительство нашло деньги на реконструкцию усадьбы.

В 2000 году Здравнево, как шутят, выздоровело. Вычистили тенистый пруд, появился колодец-журавль. Несколько смущают только нехарактерные для этого места возвышенности на горизонте – отвалы пустой породы. Иногда почва под посетителями вздрагивает, а в окнах дребезжат стекла. Это в расположенном в нескольких километрах от усадьбы доломитовом карьере идут работы.

5 августа в Здравневе, как и в других местах, связанных с Репиным, отмечался 165-летний юбилей художника. Состоялась церемония передачи музею копий произведений этого художника из собраний Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. От российской стороны в церемонии принимал участие член Российской академии художеств Василий Нестеренко.

Одновременно с празднованием юбилея в усадьбе под эгидой Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС) проходили «Мастер-классы для молодых художников стран СНГ». Слушателями курсов стали примерно 20 учащихся из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины. Интересно, что Репин родился в Украине (город Чугуев Харьковской области), жил в России, усадьбу приобрел в Белоруссии. Так что Илья Репин подходящий символ интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

г. Витебск


http://www.ng.ru/style/2009-08-13/9_Repin.html

 

© М.Е. Бойко