Header image

 

 

 
 

ТРОСТНИК, КОЛЫШЕМЫЙ ПОТУСТОРОННИМ
Юрий Мамлеев и богоискательство в «Букбери»
«НГ Ex libris», # 14 от 27 апреля 2006 г.


В минувший понедельник в литературном салоне книжного магазина «Букбери», что на Старой Басманной, состоялась презентация романа Мамлеева «Другой» (издательство «ЭКСМО», серия «Красная книга русской литературы»). Ведущий вечера – евразиец Денис Каспирович. Новый роман вышел под одной обложкой с первым и самым известным романом Мамлеева «Шатуны». Кроме того сборник дополнен «самораспаковывающимися», по выражению Каспировича, рассказами, среди которых есть новые.

Камю говорил: «хочешь заняться философией – напиши роман!» Сам Камю не реализовал своей программы – стал писать философские трактаты. Кажется, Мамлеев довел метод литературно-метафизического экспериментирования до совершенства, только вместо «Постороннего» описал другого архетипического персонажа – «Потустороннего».

Каждый роман Мамлеева – энциклопедия самых невероятных метафизических воззрений. Не исключение и «Другой». Герои, вооруженные метафизикой кустарного изготовления, вновь вступают в безжалостное противостояние с враждебной реальностью и силами, вторгающимися в нее извне – из Запредельного. Только антураж посовременнее. Копошится секта «расшатанных», проворачивает дела мафия, специализирующаяся на торговле человеческими органами, функционирует институт на окраине Москвы для тех, кому надоело быть людьми. Главный проводник зла – богач с колоритной свитой, состоящей из возносящих ему осанну литераторов, астрологов, киллеров и блудниц. Действие романа – ожерелье мистических сеансов, заклинаний ипреступлений. Но, как отметил в своем слове Мамлеев, роман задумывался как «гимн любви и сострадания». Только кажется, что в нем провозглашается мораль «по ту сторону сострадания», – скорее, это мысль о необходимости различения людей и демонических существ в человеческом обличье.

Следующим выступил руководитель клуба «Метафизических реалистов» в ЦДЛ Сергей Сибирцев, заметивший, что нужно обладать особым метафизическим щупом, чтобы понимать произведения Мамлеева, потому что смысл в них лежит не в тексте, а где-то рядом, возле текста.

Далее посыпались вопросы к Мамлееву. Не тяжело ли ему жить в городской среде? Тяжело, но он москвич и считает, что трудности жизни в городе – это то, что преодолимо. Как он относится к Фридриху Ницше? Если философ – тот, кто ставит вопросы, то Ницше – величайший философ. Но Ницше не традиционалист, а западный индивидуалист. Потому искать ответов у него бесполезно. Как он смотрит на будущее России? Над Россией нависла громадная опасность. Если не наступит пробуждение, катастрофа придет незаметно, прокрадется тихой сапой. Главная проблема России – нравственный кризис. Разрешить ее – и забрызжет надежда. Но Россия возродится.


http://exlibris.ng.ru/2006-04-27/2_trostnik.html

 

© М.Е. Бойко