Header image

 

 

 
 

ДОКОВСКОЕ КИНО
II Фестиваль «Кинотеатр.doc» в заброшенном цеху
«Завтра», # 12 от 21 марта 2006 г.


Хороший экран для альтернативного кино...
Фото Михаила Бойко

1 марта в заброшенном цеху фабрики технической бумаги «Октябрь» (Переведеновский пер., д.18), более известном как арт-галерея Fabrika, состоялось закрытие II-го Фестиваля действительного кино «Кинотеатр.doc». В соответствии с царившим на фестивале духом hand-made зрители сидели на поролоновых подушках на полу, сцена представляла собой деревянный помост, заваленный вместо декораций картонными коробками и древесной стружкой, и даже приглашения и афиши были отпечатаны на оберточной крафтовой бумаге. По заверению директора фестиваля Михаила Синева, бюджет семидневного фестиваля составил всего 1000 долларов, – повод для немалой гордости организаторов.

Надо отметить, что в России все последние годы наблюдается устойчивый рост интереса к документальным видам искусствам. Необыкновенный расцвет переживает non-fiction литература, синтез публицистики и художественной прозы (Стогоff , Робски), «новый реализм» (Сенчин, Шаргунов), «кодак-проза» и т.д. В драматургии, как показал осенью фестиваль «Новая драма», тенденцию отражает растущая популярность жанра «вербатим», основанного на использовании магнитофонных интервью, материалов электронных форумов, живой речи, интернет-сайтов и т.д. Наконец, поветрие коснулось и кинематографа.

Собственно, авангардный «некоммерческий» кинематограф никогда не умирал. Наоборот, именно в 90-е произошел краткий, хотя и яркий всплеск так называемого «параллельного» или «тангенциального» кино, связанного с такими именами как братья Алейниковы, Евгений Юфит («некрореализм»), Борис Юхананов («медленное видео»), Евгений Кондратьев («новое дикое кино»), Кира Муратова. Но «параллельное кино» целиком лежало в русле игрового концептуального кино. В этой же эстетике были сняты вырвавшие на широкий прокат и даже телевидение кибер-комикс «Иван-дурак» (2001) Александра Дулейрана и Сергея Корягина, «Пасека» (2002) Андрея Кагадеева и Николая Копейкина, прошумевший недавно и, кстати, презентовавшийся в рамках движения «Кинотеатр.doc» фильм Сергея Лобана «Пыль» (2005).

В современном «доковском» кино интерес вызывает не просто неангажированное изображение повседневной жизни, остающейся за кадром кинобизнеса и новостных программ, – имеет значение проблематичность, дискуссионность затрагиваемых в фильмах вопросов. Неспроста организаторы заговорили о «действительном кино», то есть о кино, побуждающим к действию, активной позиции, «личному высказыванию».

Всего в рамках фестиваля (23–28 февраля) было показано около 50 фильмов на двух площадках: помещении «Театра.doc» и Центре им. Вс. Мейерхольда. Продолжительность фильмов – от трех минут до трех часов. Столь же разнился возраст режиссеров. Получившей приз «За близость к своим героям» Валерии Гай-Германике всего девятнадцать, получившему специальный приз за фильм «Сцена» Петру Мостовому – семьдесят.

В программе фестиваля приняло участие несколько тяжеловесов. Примером может служить победивший в номинации «За умение разглядеть историю в реальности» фильм Дамиана Войцеховского «Прости меня, Сергей». Сюжет фильма составляет действительно произошедшая история. 3 сентября 1971 года двадцатилетний моряк Сергей Коурдаков покинул советский корабль у берегов Канады. Спрыгнув в ледяной океан, он чудом добрался до берега. Получив политическое убежище, Сергей издал автобиографию «Прости меня, Наташа», в которой рассказал о том, как принимал участие в гонениях на христиан в СССР. А в 1973 году новоиспеченный проповедник таинственно погиб. По одной версии, покончил жизнь самоубийством, по другой – неудачно сыграл в «русскую рулетку». Спустя тридцать лет молодая американка Кэролайн Уокер отправилась в Россию, чтобы пройти путь Сергея. В результате ее расследования выяснилось, что Сергей Коурдаков – это современный Остап Бендер, очень хорошо понимавший, что нужно говорить в Америке, чтобы выплыть на поверхность. Самое интересное, что Дамиан Войцеховский – монах-иезуит и фильм выпущен Сибирской католической телестудией «Кана». Но никакого католического подтекста в фильме нет. Более того, фильм парадоксальным образом развенчивает иезуитский по преимуществу принцип «цель оправдывает средства».

Сергей Лобан представил свою новую короткометражку «Телевизор», а Алена Полунина (осветившая документалкой «Да, смерть!» будни московского отделения НБП) новую неигровую работу «Мальчик и девочка». Валерия Гай-Германика дебютировала с жесткой картиной «Девочки», рассказывающей о повседневной жизни учениц 8-го класса среди окраинных многоэтажек и соблазнов города. Множество необычных судеб, нелепых несчастий, душераздирающих драм и житейских анекдотов было представлено в Центре им. Вс. Мейерхольда – в рамках французской, шведской, немецкой и грузинской программ. Впервые в России (но не в мире) в особую программу были выделены фильмы, снятые на мобильные телефоны.

В заключительном слове один из вдохновителей фестиваля директор «Театра.doc» Михаил Угаров отметил, что новое документальное кино, наконец, вышло из киноподполья, и остается лишь приложить усилия, чтобы тот заряд искренности и достоверности, который был продемонстрирован на фестивале, сохранился и в дальнейшем.


http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/06/644/82.html

 

© М.Е. Бойко
Hosted by uCoz