Header image

 

 

 
 

НАБАТ И БЛАГОВЕСТ
На ярмарке non/fiction-2009
«Октябрь», # 3, 2010 г.


Фото Михаила Бойко

Многочисленные круглые столы и семинары, проходящие во время ярмарки, стали восприниматься как своеобразный экзамен российского общества на креатив, интеллектуальную оснащенность в сравнении с достижениями зарубежных коллег.

Все дискуссии, проходящие на ярмарке, традиционно делятся на темы, посвященные культурным событиям (презентации книг, объявления лауреатов премий), и темы, анализирующие культурные процессы. Наибольший интерес вызвали дискуссии о долговременных тенденциях на книжном рынке, возрастающей роли Интернета, популярности электронных книг, об изменениях читательской аудитории.

Семинар на тему «Расширение читательской аудитории: новые стратегии и технологии издательского дела» проходил с участием двух английских специалистов: эксперта в области переводной литературы Керсти Дансит (издательская группа Orion ) и эксперта в области электронных книг Джерими Эттингхаузена (издательство Penguin UK ).

По словам Керсти Дансит, британские издатели и продавцы столкнулись с той же бедой, что и российские, – резким падением платежеспособного спроса. Возрастают продажи интернет-магазинов, таких как Amazon , и сетей супермаркетов, что бьет по доходам обычных книжных магазинов и уже довело до банкротства крупную британскую книжную сеть Borders , на которую приходилось около трех – четырех процентов книжного рынка Соединенного Королевства. В России есть аналогичный пример – банкротство книжной сети «Букбери».

Еще об одной тенденции – продолжающемся росте продаж электронных книг – поведал Джерими Эттингхаузен. Этот рост наблюдается с 2001 года, когда издательство Penguin UK выставило на продажу первую электронную книгу, но оказался гораздо скромнее, чем изначально предполагалось: устройства для чтения были слишком дороги. Только в 2008 году произошел прорыв, продажи электронных книг выросли в несколько раз. Эттингхаузен связывает это с появлением телефонов со встроенной функцией чтения книг, таких как смартфоны iPhone , сделавших чтение электронных книг массовым явлением.

Как бы мы ни прикипели душой к бумажной книге, настаивает Эттингхаузен, все, что может быть оцифровано, будет оцифровано. Рано или поздно рынок бумажных книг «схлопнется». Но прежде чем сетовать, следует обратить внимание на положительный эффект от перехода на электронные книги. Тиражи бумажных книг заканчиваются или оседают на складах, вызывая затоваривание, а электронная книга всегда в наличии. Чтобы приобрети электронную книгу, не нужно идти в книжный магазин и впадать в шок от разорительных магазинных накруток, покупку можно совершить за считаные минуты на сайте издательства с помощью электронных средств платежа. Наконец, обладатель электронного устройства для чтения может носить с собой библиотеку из сотен томов в приспособлении размером меньше стандартной книжки.

Но настоящий прорыв наступит тогда, когда появятся новые жанры художественных произведений, реализуемые только в цифровом формате. Эттингхаузен привел примеры таких жанров: гипертекстовые книги, включающие в себя анимацию, видео, игровые моменты (например, текстовые «квесты» – чтобы прочесть очередную главу, читателю нужно разгадать загадку, содержащуюся в предыдущей). На новый уровень благодаря электронному формату выйдут комиксы, информационная графика, графические новеллы.

Традиционная книга умрет, заключает Эттингхаузен, но только как источник знаковой информации, а не как объект материальной культуры, вызывающий к тому же сильные ностальгические чувства.

Тему digital books продолжили российские и немецкие профессионалы книжного дела на круглом столе «Спасет ли Интернет российский книжный рынок?» Участники сошлись во мнении, что доля торговли через Интернет будет расти (в России на Интернет приходится шесть процентов книжных продаж), и с этим приходится считаться. В частности, директор книжного магазина «Москва» Екатерина Мосина сообщила, что, уступая пожеланиям покупателей, магазин начал активно развивать online-торговлю. Иная ситуация с рынком электронных книг. По словам директора издательства Ad Marginem Александра Иванова, оцифровка книг сегодня – не слишком прибыльное дело и может стать приоритетом только в будущем и при условии эффективной борьбы с «пиратством».

Пессимизма добавила общественная дискуссия о модернизационном потенциале культуры. По мнению генерального директора издательского дома «Классика-XXI» Александра Карманова, российское общество вполне удовлетворено существующим положением дел. В отечественном культурном заповеднике практически нет разработанных сценариев обновления культуры. За двадцать лет культурное сообщество не породило ни одной качественно новой инициативы. Культура «подвисла» и нуждается в перезагрузке.

Культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей заметил, что не понятно, кто будет формировать запрос на модернизацию. Общество молчит, в речах первых лиц государства слово «культура» встречается редко и, как правило, в риторическом, ни к чему не обязывающем контексте. В итоге российские граждане по своим представлениям о собственности, образовании, рынке, обществе живут не в современности, а в семидесятых, шестидесятых и даже пятидесятых годах прошлого века. Одна из причин этого – телевидение. Пора понять, что граждане РФ – прежде всего телезрители. Аудитории для просмотра даже киношедевров, например, сегодня практически нет, примером чему служат кинофестивали, проходящие в полупустых залах на сто человек. И чиновники довольны сложившимся положением дел, и понятно почему: «пилить» деньги, выделяемые на культуру, проще, когда нет общественного интереса и контроля.

Модернизационный импульс российской культуре некоторое время придавали зарубежные фонды – Сороса и Форда. Но Джордж Сорос еще в 2003 году объявил о сокращении бюджета благотворительных программ на том основании, что «гражданское общество в России уже достаточно окрепло». А в апреле 2009 года стало известно, что фонд Форда, потеряв треть своих ресурсов во время мирового экономического кризиса, завершает финансирование проектов в России.

Главный редактор телекомпании «СТРИМ» Анатолий Голубовский обратил внимание на то, что единственное место, в котором сегодня проходят общественно значимые дискуссии по вопросам культуры и произносятся осмысленные тексты, – это суд, и привел в качестве примера продолжающийся уголовный процесс над организаторами выставки «Запретное искусство-2006». (Имеется в виду выставка, проходившая 7 – 31 марта 2007 года в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова, по итогам которой куратору выставки Андрею Ерофееву и директору Музея Сахарова Юрию Самодурову было предъявлено уголовное обвинение по статье 282 УК РФ – «разжигание религиозной вражды» – М.Б. )

Наиболее интересное мнение прозвучало из уст композитора и философа Владимира Мартынова. Он предложил не делать из заката литературоцентризма страшилку. Как бы плохо ни обстояли дела на книжном рынке, они не идут ни в какое сравнение с состоянием российского рынка академической музыки, которого просто не существует. Если с литературой сегодня происходит то же самое, что уже произошло с академической музыкой, то это объективный процесс, и нам будет гораздо легче принять неизбежное, если мы увидим его положительную сторону.

По мнению Мартынова, большинство заблуждений и недоразумений при попытках понять наше настоящее и прошлое связано с тем, что мы смотрим на все происходящее только с вербальной, только с идеологической точки зрения, совершенно упуская из вида визуальный или иероглифический аспект событий. В советское время ничто визуальное не имело самостоятельного значения, все визуальное получало смысл лишь тогда, когда использовалось для начертания слова или же в качестве фона для начертания слова. К счастью, мы прошли пик литературоцентризма, а теперь стоим на пороге новой визуальности, природу которой еще сложно предугадать, но можно предположить, что она будет носить медийный или видеоартный характер.

Так это будет или не так, покажет время. Пока же все участники дискуссий сходятся в одном: российский книжный рынок на пороге глубоких структурных изменений.


http://magazines.russ.ru/october/2010/3/li14.html

 

© М.Е. Бойко