Header image

 

 

 
 

ЛЮДИ НЕ ЖДУТ ЧУДЕС
Алексей Радов об ослаблении позиций «Единой России»
«mikhail-boyko.narod.ru», 5 сентября 2010 г.



Фото Михаила Бойко

Радов Алексей Георгиевич – политтехнолог, социолог, политик. Бывший специалист по политическим технологиям ЦШ Молодой Гвардии Единой России, член Политсовета Молодой Гвардии. Бывший политический обозреватель RenTV. Организатор различных массовых и радикальных политических, общественных и культурных акций и кампаний – как «против властей», так и от «их лица». Автор ряда публикаций по теории и практике методов действия.

– Алексей, все мы помним твой демарш в начале 2008 года, когда ты, хлопнув дверью, покинул политсовет «Молодой гвардии». Насколько я знаю, ты подумывал вообще завязать с политикой, но, кажется, не получилось. Так ли это?

– Отчасти так. В общем, приходится иногда работать, чтобы счета оплачивать. Так что довелось поработать после ухода из Гвардии начальником штаба на трех избирательных компаниях, причем все три раза по идейным и профессиональным соображением против «Единой России». Счет 2:1 в мою пользу, то есть два города я у «Едра» выиграл.

Вообще говоря, мои идеи использовались в избирательных кампаниях и до того, но, пока я был членом политсовета «Молодой гвардии», от выборов меня отгораживали. Понимали, что если я узнаю неблаговидные подробности, то молчать не буду, как я делал и с остальными неблаговидными вещами на пути. Когда я ушел со штатной должности специалиста по политическим технологиям Центрального штаба «Молодой гвардии», перестал быть работником на зарплате, то еще некоторое время оставался членом политсовета (это выборная должность). Тогда я первый раз принял участие в избирательной кампании. Занимался тем, что можно назвать курированием работы участковых избирательных комиссий со стороны штаба «Единой России». Еще с того времени не понаслышке знаю все технологии фальсификаций. После этого несколько раз работал в составе территориальных избирательных комиссий.

– И какие же технологии используются?

– Как правило, это фальсификации посредством прямого вброса или с помощью открепительных удостоверений. С вбросом все просто. Есть список избирателей, он подменяется – в смысле листы не скрепляются – то есть не проштамповываются соответствующим образом или подкладываются новые к уже скрепленным с так называемыми «мертвыми душами», то есть с избирателями, которые никогда не ходят на выборы, или даже уже и не могут ходить вследствие отбытия в иной мир. Ну а сами бюллетени с необходимыми галочками в урну помещает или спецбригада (заимев их предварительно под покровом предвыборной ночи у председателя), или сами члены комиссии. Иногда особо не таясь. Видел не так давно прекрасную модель урны, которую я назвал «урна-самовзброска» – из клеенки и с модной такой молнией на боку. Молнию, правда, предполагалось на печать закрепить, но все равно выглядело очень дико. Кстати, удалось тогда, опираясь на постановления регионального избиркома (кодекс это не регулирует), добиться замены урн.

Открепительные же либо покупаются у населения за 150-300 рублей, либо редактируются в фотошопе. Современная техника позволяют качественно подделать и распечатать открепительное, и в них вписываются по адресным книгам произвольные жители соседней территории. А по открепительным голосуют именно за партии. В день голосования между избирательными участками курсирует несколько автобусов по тридцать-сорок человек, у каждого в паспорте, например листочек с блистером, вроде тех, что дома на холодильник клеят, чтобы ничего не забыть. На участке, завидя внутри паспорта блистер, председатель комиссии (обычно он всегда в курсе) или секретарь комиссии выдает бюллетень.

Причем запасы открепительных делаются почти всегда, потому что пиарщики разводят: давайте сделаем, а то не хватит, недоберем спущенных сверху процентов. Иногда в последний момент фальшивые открепительные уничтожаются, если появляется информация, что милиция «запалила».

– Какой же смысл в выборах, если технология фальсификация до такой степени отработана и безнаказанно применяется?

– Дело в том, что сфальсифицировать можно 10–20% голосов – не больше (за исключением «территорий высокого доверия Едру» вроде кавказских республик, Татарстана, Калмыкии и т.п., но там просто наблюдения фактически нет).

Больше 20% при нормальной работе оппонентов технически очень сложно сделать. Да и явка не может быть выше некоторого правдоподобного процента, что изначально ограничивает потенциал вброса. По открепительным удостоверениям тоже много не сделаешь, хотя это очень серьезное подспорье бездарным, как правило, пиарщикам «Едра». Кроме того открепительных нет на выборах глав муниципальных образований – мэров городов и так далее, там если кандидат добился реальной поддержки населения, никакие фальсификации не смогут помещать ему победить. А реальная поддержка, особенно в условиях обыкновенной ставки единоросов на не особо популярного руководителя или хозяйственника (проще говоря, хама и вора, который с царственным апломбом выставляет свои отсутствующие достижения на благо Родины вкупе с некими аморфными планами «Едра» улучшить жизнь к 2020 году) около 15–17%.

Поясню свою мысль. Скажем, на мартовских выборах «Единая Россия» проиграла во всех четырех городах, где проходили выборы мэров в области, где я работал. Причина? Если накануне выборов социологические опросы показывали рейтинги оппозиционного кандидата примерно 80%, а у его соперника из партии власти – 15%, то в итоге они получали примерно 50% на 40%. Очевидно, что без фальсификаций не обошлось. Но кандидаты от «Единой России» все равно проиграли. Плюс у них участились случаи самовыдвижения своих же против официально поддержанных партией кандидатов. То есть ставят они не на тех, кто, имея биографию определенную и авторитет, легко мог бы победить, а на тех, с которыми они в доле, однако голого авторитета ни партии, ни руководства страны для победы уже не хватает. Да и люди стали посмелее.

Фальсификации далеко не всегда применяются и на них, конечно, намного меньше основывается результат «Едра», чем на пресловутом «админресурсе», то есть на голосах бюджетников и рабочих, которым подчас угрожают. А ведь попроси по-хорошему уважаемые люди – руководители комбинатов, директора школ – админресурс был бы еще более эффективным. Но угрожают именно, а не просят. И люди голосуют, да вот только не как руководство ждет. А некоторые и открыто возмущаться начинают. Рвут бюллетени на глазах привезшего на участок в автобусах страшного руководства предприятия далекого моногорода как заправские московские «несогласные».

На последних выборах полная жесть была, единороссы ничего не гнушались. Сплошь и рядом в избирательных комиссиях были нескрепленные списки избирателей, автобусы с бригадой голосующих по открепительным, автобусы с предприятий. Комиссию городскую с одной стороны купили, с другой – запугали, уровень юридической культуры – особенно на участках – нижайший. У меня «Едро» даже технологов перекупило – у нас не очень было с финансированием, а технологи люди конкретные.

Но если рейтинг 80%, то будут фальсификации, не будут фальсификации, только в асфальт закатать поможет и то – если насовсем. Кроме того, при грамотной организации наблюдения – включения в комиссии членов с решающим и совещательным голосом, а не только наблюдателей, да при наличии хорошего выборного юриста можно вообще все фальсификации пресечь. Взять каждый участок – и поставить по четыре человека и никаких фальсификаций! Пять лет никому не охота получить…

– Где же набрать кандидатов с общественной поддержкой в 80%? Это счастливая случайность, если такой в данном муниципальном образовании имеется и при этом не прильнул к «Единой России»…

–Типичное заблуждение. Главное это биография – как ее можно представить. А харизма кандидата дает, как показывает опыт, всего лишь треть результата. Плюс крайне важно – для оппозиционного кандидата – это не выглядеть фанатично оппозиционным. Имеет смысл говорить все как есть и с достаточной резкостью, но при этом предлагать реальную работу по направлениям, то есть выглядеть готовым ее провести плюс продемонстрировать, что его также поддерживают власти и авторитеты – и человек может вообще появиться в сознании избирателя за пару месяцев до выборов. Прошлой осенью я сделал главой МЧСника, не жившего в родном городе пятнадцать лет. Ну и, конечно, личность оппонента имеет значения. Хотя уважение к этой личности народа также очень часто оказывается ничем неподкрепленным и при виде достойной альтернативы – электорат тот самый, железный – предпочтет альтернативу. Если альтернатива будет выглядеть достаточно серьезно, иметь шансы на победу. Люди любят выигрывать – то есть ставить на победителя.

Вообще я считаю, что если у оппозиционного кандидата реальная поддержка меньше 50%, то может быть и лучше, если он проиграет – даже в результате фальсификации. Потому что, если побеждает человек не от «Единой России», после вступления в должность ему приходится устанавливать контакты с областной администрацией, с местными элитами, с единороссами (Думой). В случае конфликта, при первых же трудностях, если у него реальная поддержка небольшая, сами избиратели взбунтуются. Или четыре года никаких изменений кроме замены лампочек не будет, потому что не свой и по деньгам с ним как с не своим и работать будут. И в итоге все равно придет ставленник «Единой России».

Поэтому, если ты хочешь побеждать и, самое главное, плодотворно работать, а не просто побыть временщиком, то на твоей стороне должно быть общественное мнение. А рейтинг в 80% обеспечить не так уж сложно при наличии весьма небольших вливаний и грамотных действий. Люди не ждут чудес, но очень хотели бы их ждать. А протестные настроения очень серьезные и растут, но зачастую неэффективно используются, кроме того влияет фактор системной оппозиции – еще меньше что-либо делающей в глазах избирателей.

– Проводить кампанию под заведомо неосуществимыми популистскими лозунгами? Но тут вы «Единую Россию» вряд ли переплюнете…

– Во-первых, не надо никаких популистских лозунгов. Эмоция нужна, да. И лучше патриотическая – спасем, типа, родной город, а не популистская – типа, посадим воров. Во-вторых, на муниципальных выборах «Единую Россию» элементарно переиграть при самых минимальных финансовых вложениях. Это возможно по причине запредельно низкой квалификации и непомерных аппетитов людей, работающих, как правило, на партию власти. На другой стороне есть люди идейные, хотя их и мало, а у «Единой России» – только алчные прощелыги, не только плохие идеологи, но и слабые пиарщики. Вы просто не представляете, до какого идиотизма могут дойти едросы в регионах. Скажем, если у кандидата от партии власти «птичья фамилия» они выпускают в его поддержку газету «Утиные истории», за что их едва не снимают с выборов за нарушение авторских прав. А как бы думаете, что пишется в подобных «Утиных историях»? Думаете о реальных проблемах, волнующих людей? Ничего подобного, потому что вскрывать какую-то проблему – значит обличать конкретных влиятельных персон, причем, скорее всего, из той же партии власти, а там все «повязаны» и соблюдается «баланс интересов». Поэтому предвыборные газеты единороссов заполняются какие-то детскими стихами, лунными календарями, инструкциями, как и когда сажать арбуз и так далее. Или вот по поэтике вдарят. Например, фамилия оппозиционного кандидата – Бобродуев, а у кандидата от партии власти – Жучков, пиарщики «ЕдРа» могут выдать вроде: «Освободим город от Бобродуев-любителей, защитим инвестиции, которые придут из столицы, в дом, который построил Жук».

Идут тупо «на авторитете губернатора», ну чтобы самим не подставляться, если что. Скажем, если губернатора зовут Пупкин, то кандидат от партии власти распространяет буклет с названием «План Пупкина» по аналогии с «Планом Путина». Но что за план Пупкина? Кто его видел? Вообще под «авторитетом губернатора» скрывается просто страх людей, что придет типа неумелый хозяйственник и все вообще к чертям развалится. Они так и пиарят себя: вода есть, свет есть, даже освещение ночью работает, чего вам еще, люди? Рай же.

Ну и «черный пиар» со стороны едросов часто выходит им боком. Люди не такие лохи, как едросам мнится. Есть у них отработанная технология, например, в ночь перед голосованием расписать весь город граффити как бы в поддержку оппозиционного кандидата, но, например, с ошибкой, на неподходящих местах или совершенно идиотские по сути. Типа «Бобродуев испортил мою дочь», «Бобродуев – вор», но люди-то живут тут. Они в курсе, кто тут главный вор.

– А что всему этому можно противопоставить?

– Содержательные материалы. Люди все видят и понимают. Если появится листовка, где перечислены проблемы и указаны конкретные способы их решения, она не пройдет незамеченной. Голосуют же практически одни и те же люди. Все остальные очень жестко настроены против политики вообще – и это наиболее протестно настроенные жители. Но на выборы они не ходят, поэтому именно от них делаются вбросы («мертвые души»). Но их тоже можно раскачать. Получалось даже молодежь на идеологии привлекать как достаточно массовый электоральный ресурс. Главное – создать правильный информационный континуум.

Вспомним кампанию Немцова в Сочи. Мне кажется, он вполне мог победить. Но работа была не сосредоточена не на том. Что представляла собой типичная листовка Немцова? Лицо кандидата и лозунг: проведем олимпиаду по-человечески. Идеологических материалов не было, а людям нужны идеологические материалы. Вполне можно давать большие, содержательные, проработанные тексты, написанные понятным языком. А иначе лицо с лозунгом работает «в обратку» (если не рассматривать возможность занять большое количество щитов и баннеров). Кандидат должен уверенно излагать, что сейчас дело обстоит так-то и так-то, а он сделает так-то и так-то. А не сетовать бесконечно про то, как его давят. Всех давят – Россия-мать же.

Необходимо много ездить по округу, встречаться с людьми, чем обычно кандидаты от «Единой России» пренебрегают, поскольку ощущают себя небожителями и считают, что победа у них в кармане. Встречи с избирателями – это примерно треть успеха на городских выборах. Это в Москве, если к вам в квартиру позвонит человек и скажет, что он кандидат, вы повертите пальцем у виска. В деревне не так. Одно плодотворное общение с одной бабушкой переманит на вашу сторону всю ее улицу, а то и весь поселок, смотря какая бабушка.

– Чтобы производить на избирателя впечатление на встречах и по телевизору, надо обладать минимальной харизмой. А далеко не все честные и порядочные люди ею обладают, из-за чего проигрывают вороватым краснобаям…

– Опять же неверно. Человек может вообще не уметь говорить, но сразу видно, что он честный человек. А есть те, кто умеет говорить, но моментально ощущается некая гнилость, искусственность. Главное факты. Скажем, наш кандидат приводил такой факт – для города на каком-то непонятном заводе под Брянском закуплены лифты по цене 1 млн. 800 тыс. руб. за штуку. То есть в три раза больше, чем стоят лифты такого класса. Другой факт – властям не выгодно переселять людей из аварийного жилья в новое, потому что ремонт аварийного жилья – это неисчерпаемый источник для воровства, а ремонт позволяет списывать громаднейшие суммы.

Сегодня как никогда агитационная работа приносит большую отдачу. Сейчас любой оппозиционный кандидат с нормальной биографией при грамотно проведенной предвыборной кампании может заручиться поддержкой избирателей. И чем дальше – тем это будет сильнее заметно. Единороссы допустили большую ошибку, провозгласив 2020 год – годом перелома. Мы все помним про коммунизм к 1980 году. «Единая Россия» начала проигрывать, потому что народ перестает ей верить. И чем ближе будет 2020 год, тем меньше будет верить. Возможно, вскоре мы будем свидетелями грандиозного, феерического крушения «ЕдРа».

Партия власти запустила ядро. Ядро быстро набрало высоту, но оно не может бесконечно лететь вверх. Рано или поздно оно должно полететь вниз, чтобы взорваться над позицией противника. А кто в данном случае противник? Это мы, граждане России. И одна из наших задач – минимизировать вред от провала циничного и губительного для страны эксперимента под названием «Единая Россия».

Снижение рейтинга Единой России я предсказывал еще в 2007 году в своей молодогвардейской консервативно-революционной ипостаси в статье «Единой России осталось меньше года…» (вызвавшей много споров и пореканий в руководстве партии и страны), подразумевая, что осталось меньше года на то чтобы заслужить мое уважение. Вместо этого «Едро» закономерно потеряла свой авторитет не только в моих глазах но я бы сказал, экспертно, – до половины своих реальных (не из числа «мертвых душ») избирателей по сравнению с 2007-мы годом. Как не умели и не хотели работать политическими средствами, а не административными, так до сих пор не умеют и не хотят.


Беседовал Михаил Бойко

http://www.mikhail-boyko.narod.ru/interview/aradov2.html

 

© М.Е. Бойко