Header image

 

 

 
 

ФИНАЛ «ЛИТЕРАТУРНЫХ УА-ОГРЕРЕ II»
Итоги конкурса сюрреалистического рассказа
«zhurnal.lib.ru», 9 января 2009 г.


Рисунок Fabrini

Судейство – это всегда головоломка: по какой системе оценивать работы финалистов? Два критерия с самого начала не вызывали у меня сомнения – следовало оценивать "язык" и "содержание" текстов (именно так подошел к судейству Арбитр в прошлом году). Однако к ним мне пришлось добавить третий критерий – "форму". Вызвано это тем, что если все работы, прошедшие в финал, можно уверенно считать сюрреалистическими (в силу размытости этого термина), то не все из них можно считать рассказами – некоторые из них следует отнести к другим разновидностям малой прозы.

Оценивая "форму", я смотрел в первую очередь на цельность текста, его самодостаточность, смысловую завершенность, степень раскрытия темы, – в общем, на то, в какой степени текст является рассказом в устоявшемся значении этого слова.

Оценивая "язык", я обращал внимание на правильность построения предложений, точность и свежесть сравнений и метафор, на мелодию фразы и просто на "вкус" автора (последнее наиболее субъективно).

Оценивая "содержание", я имел в виду степень первичности, оригинальности и глубины текста.

Остановился я на пятибалльной шкале. За "пятерку" я брал уровень лучшего в данном отношении текста в подборке. То есть используемая мной шкала ни в коей мере не является абсолютной и рассказы, получившие наивысшую оценку, не могут рассматриваться в качестве эталонных в данном отношении.

Ну и конечно, необходимо сказать ритуальную фразу о субъективности моих оценок и принести извинения тем, кого мое судейство невольно обидело. Заверяю, что ни с кем из авторов я не знаком лично и произведения ни одного из них я не читал прежде.

А теперь можно привести топ-лист в номинации "Финал Литературных Уа-Огрере".

1-е место достается рассказу "Облако с глазами". Мне понравилась симметричность и геометричность этого рассказа, а также его простота и элегантность. Он не "грузит".

2-е место получает "Пи в башне из слоновой кости". Скажу кратно: занятно и оригинально.

3-е место заслуживают сразу два рассказа – "История Одной Клинической Смерти" и "Уа: Ситкин и отражения". Ну если уж нужно определиться, то пусть бронза достанется "Истории Одной Клинической Смерти" за несколько удачных метафор и сравнений.

4-е место соответственно достается рассказу "Уа: Ситкин и отражения".

5-е место – "Спасите наши души" и 6-е место – "Теплые края". Авторам не откажешь в фантазии, но обоих подводит "язык".

Все оценки приведены в таблице:

Название

Краткий отзыв

Оценка: Форма

Оценка: Язык

Оценка: Содержание

Итого

Demon H. Пи в башне из слоновой кости

Занятно. Но много неувязок. Например: "однажды, Пи н..-н..-наткнулось в своем пространстве на несколько объектов: противную пишущую машинку <...>". Если идет перечисление, то следует перечислить как минимум два объекта – в тексте же всего один.

3

4

5

1 2

Demon H. Аркан аркана

Невнятно, отсутствует цельность.

3

2

2

7

Пик А. История Одной Клинической Смерти

Встречаются удачные образы, метафоры, но нет цельности, смысловой завершенности

3

5

3+

1 1 +

Самигулин С.В. Каренина на плоскости " вне "

Не могу понять: зачем это написано? Читать невозможно, из-за фраз вроде: "Каренина напрягла мускулы лица"

2

1

2

5

Гирный Е. Книга уволенных на берег

Это не сюрреализм, а постмодернистская отрыжка. А жаль – автор способен на большее...

2

3

1

6

Даймара С. Комната 1743

Вновь не могу понять: зачем это написано? Причем тут Джеки Чан?

2

2

1

5

Выворотень Левой

Претенциозно, но вторично и сумбурно. Сюрреалистический мир следует конструировать более тщательно и продуманно.

3

2

2

7

Сфинкский Облако с глазами

Занятно, но что-то раздражает, как будто в симметричный чехол засунули не вполне симметричный объект.

5

4

4

1 3

Леданика Проникновенность

Вторично. Не рассказ, а размышление, основанное на банальном противопоставлении МЫ (Я, ТЫ) – ОНИ.

1

1

1

3

Лысенко С.С. Разборки по-лубенски

Вторично, стилизация под "лубок" (отдает влиянием Владимира Сорокина, может быть опосредованным). Что касается языка – доказательство того, что избыточность и претенциозность часто ведет к безвкусице.

5

2

2

9

Леданика Спасите наши души

Несколько сумбурно, Синдром иммунной депрессии (СИД) - хорошо придумано, а вот стиль хромает. Немного бы довести этот рассказ до ума...

4+

2

4

10+

Руссо А. Тёплые края

Конец скомкан и вообще изложение какое-то пунктирное.

Мне рассказ понравился, но все же автору следует поработать над стилем. И много неувязок, например: "поверхность моря была твёрдая и такая гладкая, что к ней прилипали подошвы".

Разве к гладким предметам что-то прилипает? И как тогда по этой поверхности можно скользить?

4

2

4

10

Чебуратор, Крамаренко Уа: Ситкин и отражения

Концовка удачна и значительно исправляет впечатление от этого, в общем-то, не очень сильного текста

5

3

3

1 1

Теперь о мини-рассказах. Здесь все проще, поскольку их всего три:

1-е место – "Дно" – особенно за наблюдение, что лук – это заменитель водки, поскольку его тоже надо закусывать или запивать.

2-е место – "Трудности переписки". Плохой заголовок (сколько можно обыгрывать название фильма, которое в свою очередь было неправильно переведено с оригинала) и сумбурное содержание. Я так и не понял, о каких письмах идет речь и что в них находится. Но форма интересна. Будь рассказ написан более ясно, заслуживал бы первого места.

3-е место – "Рабовладельцы" – вторично. Очень часто приходится встречать карикатурного мазохиста, но очень редко – попытку разобраться в причинах этого явления. А ведь это, скорее, трагичный, чем комичный персонаж. За профанацию темы – минус. А стилистическая ошибка во фразе "он зажмурил лицо и отвернул его к жалюзям" – настолько хрестоматийна, что кажется нарочитой.


http://zhurnal.lib.ru/l/lit/itog.shtml

 

© М.Е. Бойко