Header image

 

 

 
 

ИСПОДЛОБЬЯ № 6
Вытравление страдания
«НГ Ex libris», # 36 от 4 октября 2007 г.



Мы сохраним монополию на страдание...
Фото Михаила Бойко

Человеческое мышление началось, как известно, с антиутопий – мифов об изгнании из рая (завершении Золотого века) и всемирном потопе. К их числу относится и платоновский миф об Атлантиде. Не стоит удивляться большому количеству антиутопий среди памятников мировой литературы: это сакральный жанр, сочетающий в себе историософию и футурологию, ностальгию по ускользающей жизни и страх перед неведомым, размах в будущее и полет мечты.

По мнению древних, угроза деградации вела над античной государственностью подобно дамоклову мечу. На ее причины сложилось два взгляда, второй из которых получил преобладание уже в Новое время.

Согласно первому взгляду, страдание и несчастия человеческой жизни проистекают из несовершенства нравственной природы человека, а именно влечения его воли к моральному злу. Атлантида была наказана за грехи своих обитателей, ибо как пишет Платон, «не будучи уже в силах выносить настоящее свое счастье, они развратились, и тому, кто в состоянии это различать, казались людьми порочными, потому что из благ наиболее драгоценных губили именно самые прекрасные; на взгляд же тех, кто не умеет распознавать условия истинно блаженной жизни, они в этот-то преимущественно время и были вполне безупречные и счастливы, когда были преисполнены неправого духа корысти и силы».

Согласно второму взгляду, страдание и горести человеческого бытия имеют причиной не чью-то злую волю, не склонность души к греху, а объективные законы мироздания. Основную роль в этом коперниковском развороте мышления сыграл Артур Шопенгауэр. Но, придумав слово «пессимизм», франкфуртский отшельник так и не заметил, что соответствующее мироощущение имеет свою жизнеутверждающую ценность, поскольку выносит основные проблемы бытия за рамки неразрешимого этического конфликта. Метафизическую революцию отразил Георгий Иванов в следующих строках: «Друг друга отражают зеркала,/ Взаимно искажая отраженья./ Я верю не в непобедимость зла,/ А только в неизбежность поражения» . Страдание и гибель больше не являются результатом морального зла, они являются «платой за существование» – следствием мирового порядка, часто обозначаемого естественнонаучными метафорами, такими как «второй закон термодинамики» и «рост энтропии».

Рассмотрим теперь наиболее известные антиутопии XX века. Очевидно, что и Единое государство Замятина, и Ангсоц Оруэлла – это чудовищные социальные деформации, порожденные злой волей правителей и партийно-бюрократического аппарата, это противоестественные общественные устройства, восстанавливающие против себя не только нравственную, но и биологическую природу человека. В частности, героев Замятина и Оруэлла подталкивает к бунту не что иное, как половой инстинкт. Разительный контраст образует с ними антиутопия Олдоса Хакли, рисующая мир, как нельзя лучше соответствующий именно инстинктивной природе человека. Оттого восстание против Дивного нового мира принимает противоестественные формы демонстративного самобичевания, отказа от материальных благ, комфорта и человеческого общения.

Сегодня, с временной дистанции, очевидно, что из художественных футурологий XX века самой прогностически верной оказался именно «О дивный новый мир». Существование тоталитарных режимов, Холодная война и биполярный мир долго мешали признанию этого факта. Но теперь осталось проверить только политическое предвидение Хаксли.

О Дивном новом мире невозможно даже сказать, что это: утопия, в которой концентрация человеческого счастья становится непереносимой, или антиутопия, придушенная отрицанием отрицания? В отличие от Оруэлла, чей мир неоригинален и все страхи которого лежат в азимуте кошмаров Замятина, Хаксли создал мир, не имеющий аналогов в литературе. Неудивительно, что содержащийся в антиутопии Хаксли «мессидж» был осознан только в конце XX века и подхвачен, в частности, французским писателем Мишелем Уэльбеком.

В России параллельным курсом с Хаксли двигался одновременно с ним Андрей Платонов, герои которого также «прельщали друг друга страданием». Оба следовали как будто безупречной логике, что если «гедонистический идеал» заводит в тупик, то у человечества не остается другой альтернативы, кроме тысячекратно осмеянного «аскетического идеала». Да-да, того самого, который с таким сладострастием пинал в своих трактатах обезумевший Ницше.

Давно известный своей непрактичностью совет, как переносить пытку, звучит: получай от нее удовольствие! Пока ученые и инженеры занимались удовлетворением материальных потребностей человечества, мистики и философы искали счастье на пути преодоления «гедонистического идеала». Аскетизм – тезис, гедонизм – антитезис, альтернатива Хаксли-Платонова – «отрицание отрицания». При этом любопытно, как по-разному дилемма выбора между «аскетизмом» и «гедонизмом» отразилась в их творчестве. Герой Хаксли поднимает знамя добровольного страдания – последнего, хотя и эфемерного, препятствия на пути всеобщей цивилизации, рационального культа верховного божества Форда-Фрейда и конвейеризации счастья. Герою платоновской повести «Джан» «горе представлялось пошлостью, но он понимал, что любовь к страданию трудно вытравить сразу». Нас не должна смущать эта мнимая противоположность – можно представить ту степень отвращения, с которым герой Платонова отвернулся бы от гиперпошлости любви к комфорту.

Дивный новый мир – это идеальный алгебраический мир, в котором разрешены все социальные конфликты и существует одна единственная заповедь: наслаждайся! Это тот мир, который сегодня строит «золотой миллиард» и попасть в который раскатали губы пять миллиардов заведомых аутсайдеров. Андрею Платонову общество неограниченного потребления представлялось «коммунизмом без Луны» – бессмыслицей, по сравнению с которой бесконечно дорого любое страдание. Предпринятая им ревизия Достоевского состоит в том, что лучше уж слезинка ребенка, чем ад безграничного комфорта.

Россия проиграла Западу в «дуэли двух утопий», но обрела уникальный шанс сохранить монополию на страдание. Потому что альтернативой страдания для России является эвтаназия.


http://exlibris.ng.ru/2007-10-04/7_stradania.html

 

© М.Е. Бойко